В Подмосковье испытают гиперзвуковой двигатель для марсолетов |
В год планируется проводить до 40 испытательных запусков длительностью (Казань, 3 сентября, По данным тендера на строительство стенда, конструкция будет предназначена для исследования тяги и управляемости прямоточных двигателей, а также расхода топлива и аэродинамики. Кроме того, во время испытаний будут имитироваться «нестационарные условия», в частности «поведение двигателя в условиях атмосферы Марса». Для имитации условий Марса и полетов со скоростью 12,3 тыс. км/ч на высоте 46,25 км в земной атмосфере двигатель будут обдувать специальной смесью из кислорода, метана, азота и водорода. Их будут впрыскивать в аэродинамическую трубу с двигателем под давлением Имитировать сопротивление атмосферы будет огневой подогрев, температура газа на выходе сопла будет достигать 3826,85 градусов Цельсия. Чтобы испытательный стенд вместе с двигателем не взорвался, его будут охлаждать водой. Все процессы, происходящие внутри стенда, будут записывать на видеокамеру высокой четкости формата HD-1080. В год планируется проводить до 40 испытательных запусков длительностью Оборудование нового стенда обойдется федеральному бюджету в 43,25 млн. рублей. Сами испытания – значительно дороже: в 2014 году ЦИАМ получит на эти цели 210 млн. рублей, в 2015-м – 215 млн. рублей. В Московском авиационном институте рассказали, что новый двигатель сможет применяться в космонавтике в качестве промежуточной ступени космических челноков. «Такие двигатели могут использоваться в аппаратах следующего поколения. При использовании прямоточного двигателя брать в ракету кислород не нужно – он берется из атмосферы. Такой двигатель позволит увеличить массу полезной нагрузки, выводимой на орбиту»,— рассказал сотрудник Московского авиационного института Валерий Аврашков. Он напомнил, что сейчас для вывода на орбиту Земли спутников используются только жидкостные ракетные двигатели, а это фактически бак с топливом, занимающий большую часть ракеты. При этом в половине баков содержится окислитель – сжиженный кислород. «Космический самолет» сможет самостоятельно доставлять на ближнюю орбиту небольшие «Силовую установку при этом имеет смысл делать гибридной, использовать прямоточный двигатель выгодно только для скоростей, превышающих скорость звука в «Эти системы будут более сложными и более дорогими в целом, но переход на них в перспективе запланирован. В данный момент двигатель наиболее актуален для военных программ. Например, если просто запустить вольфрамовую болванку с гиперзвуковой скоростью, то тротил уже не нужен»,— пояснил Валерий Аврашков. Он также добавил, что теоретические расчеты по гиперзвуковым аппаратам уже сделаны, остаются проработка нюансов и практическая реализация теории, что и будет сделано на стенде в Лыткарино. |