В сфере госрегистрации прав и кадастрового учета ожидаются революционные изменения |
Об этом журналистам рассказал и.о. руководителя Управления Росреестра по РТ Альберт Хайрутдинов. (Казань, 10 сентября, связи с этим, сегодня на брифинге в Доме Правительства РТ рассказал и.о. руководителя Управления Росреестра по Татарстану Альберт Хайрутдинов. По его оценке, изменения можно назвать кардинальными и даже революционными. «Мы отходим от бумаги, хотя полностью отказаться от нее нельзя, поскольку есть сделки между гражданами, где необходима личная подпись. А в остальном очень большой пласт документов, необходимых для государственной регистрации прав, можно подавать в электронном виде – начиная от заявлений, заканчивая договорами. До 1 октября будут приняты подзаконные нормативные акты, которые детально, пошагово будут регулировать этот процесс»,— сообщил и.о. руководителя Управления Росреестра по РТ. По его словам, данная услуга актуальна, прежде всего, для муниципальных органов, для крупных правообладателей и юридических лиц, часто пользующихся госуслугами по регистрации прав. Она позволит сократить хождение в госорганы, минимизировать вопросы, возникающие в процессе регистрации. Все документы, кроме первичных, которые должен представить заявитель, Управление Россреестра будет запрашивать само. На портале госуслуг будут соответствующие закладки и формы для заявлений. Там же можно будет оплатить государственную пошлину и представить документы в электронном виде. «Либо электронный документ (это понятие законодательно установлено) либо отсканированный образ бумажного документа, заверенный электронной цифровой подписью»,— сообщил А. Хайрутдинов. По его словам, в связи с изменениями в законодательстве появляется понятие специальной квалифицированной электронной цифровой подписи, которое должно быть подробно истолковано в подзаконных актах. Второе изменение: сокращен максимальный срок осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с 20 до 18 календарных дней со дня приема заявления и документов. Третье: теперь законодательством предусмотрен экстерриториальный принцип подачи документов. То есть документы на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество можно будет подать в любом офисе приема документов Росреестра и Кадастровой палаты вне зависимости от места нахождения объекта недвижимости. А. Хайрутдинов привел пример: человек, получивший по наследству квартиру, расположенную, условно, в Екатеринбурге, может подать документы на госрегистрацию прав в Управление Россреестра по Татарстану, а не в аналогичную структуру по Свердловской области. Как напомнил А. Хайрутдинов, три года назад Управление Росреестра по Татарстану одно из первых среди территориальных органов ведомства начало эксперимент по экстерриториальной регистрации. Сначала он проводился в 11 муниципальных районах республики, и Кроме того, внесены изменения, касающиеся регулирования порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). Они, в частности, предусматривают возможность внесения в ЕГРП записей о наличии возражений в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости. Если, готовясь к сделке по «Мы тем самым исключаем многие негативные моменты в части мошеннических действий и спорного имущества»,— пояснил А. Хайрутдинов. Еще одно новшество: при внесении изменений в базовые государственные информационные ресурсы, уточненные сведения будут вноситься в ЕГРП без заявления правообладателей. Например, наименование юридического лица, паспортные данные физических лиц и т. п. «Много людей при изменении своих паспортных данных обращаются к нам для внесения соответствующих изменений. Теперь органы, занимающиеся регистрацией юридических и физических лиц, будут направлять данные нам для того, чтобы мы их вносили в свои базы»,— отметил и.о. руководителя Управления Росреестра по РТ. Изменения коснулись также регламентации порядка удостоверения государственной регистрации прав. В частности, теперь правообладатель может выбирать: удостоверять госрегистрацию прав на недвижимое имущество свидетельством о госрегистрации или выпиской из ЕГРП. Как пояснил А. Хайрутдинов, свидетельство не может содержать актуальные данные, которые могут появиться после госрегистрации. Например, на имущество может быть наложен арест и т. д. Такие данные будут содержаться в выписке из ЕГРП. Поэтому, по словам и.о. руководителя Управления Росреестра по РТ, свидетельства о регистрации в его нынешнем виде постепенно утратит свой смысл и уйдет их практики. |