Казанский автоинструктор знает, почему мы плохо ездим |
Лучшим в Татарстане в этом году был признан, если можно так выразиться, не вполне классический автоинструктор. Свою карьеру она сделала за короткий срок, а вот шла к ней долго. Сдав на права еще в 1992 году, за неимением автомобиля за руль не садилась из принципа: решила, что чужую машину водить не будет. Свою купила лишь спустя тринадцать лет, а уже в 2007-м начала учить вождению. - Альбина, почему казанские водители так плохо ездят? Учат нас, учат, а мы то, поворачивая налево на перекрестке, на ходу меняем ряд и создаем аварийную ситуацию, то направо поворачиваем со второго ряда, если первый — автобусная полоса… - Потому что в автошколе объясняют, что это нарушения правил дорожного движения, а вот на самой дороге эти нарушения никто не контролирует. Наказывают за превышение скорости, движение по автобусным полосам, проезд на красный, выезд - Десять лет назад, закончив автошколу, я была убеждена, что на тормоз можно жать только одновременно со сцеплением. И лишь спустя несколько месяцев узнала, насколько это опасно… - Да, бывает, что инструктор закрепляет у курсантов опасные приемы, потому что бережет свой автомобиль. Он не хочет, чтобы во время урока машина часто глохла, вот и не дает тормозить при включенном сцеплении, не учит торможению двигателем. И получается, не думает, что будет с его учеником на дороге, когда машина - Считается нормальным, что новички на дороге действуют опасно, потому что не готовы быстро реагировать на дорожную ситуацию. А можно уже на начальном этапе обучения привить курсанту навыки безопасного вождения? - Не только безопасного, а еще и контраварийного! К примеру, безопасного экстренного торможения: приучить давить на тормоз, не трогая сцепления, а если «догнал» чужую машину, тормоз в момент удара отпустить и тем свести к минимуму повреждение машин. - А есть вещи, которым научить в принципе невозможно? - Нельзя научить приемам, в основе которых лежит собственное восприятие мира водителем, если оно не совпадает с требованиями безопасности. К примеру, бывает, что курсант сразу заявляет, мол, правила выучил, только чтобы экзамены сдать, а потом будет «ездить как все». Менталитет-то у большинства казанских водителей специфический… И что с этим поделаешь? Но это не повод утверждать, что курсантов с таким менталитетом вообще нельзя сажать за руль. Просто тех, кого не удается научить инструктору, учит жизнь. Вообще мне за всю практику встретились лишь два курсанта, которым, - Недавно законодатели резко увеличили срок обучения вождению. Это оправданно и действительно необходимо в целях безопасности? - Нет, для полноценного обучения достаточно 32 — 35 часов, а 50, как сейчас, это уже перебор. Конечно, срок обучения зависит от возраста и физиологических особенностей человека. Я считаю, что в идеале начинать обучать вождению надо еще в школе, в 16 лет. Но в принципе, и солидный возраст не помеха, просто требуется больше времени и усилий. Но после 35 часов занятий практически любой курсант либо привыкает к подсказкам преподавателя и перестает думать самостоятельно, либо, напротив, решает, что всему научился, и становится чересчур самоуверенным. Гораздо важнее заниматься с инструктором каждый день, чтобы закреплять навыки, а не как сейчас — - А как вы справляетесь с дорожными стрессами? Ведь некоторые водители вытворяют такое, что просто трясти начинает от возмущения… - Я и возмущаюсь! Вслух, даже если никого больше в машине нет, комментирую: «Что, лень включить поворотник?.. Нет, ну что он творит, почему не тормозит?..». Выговоришься — и становится легче. Ну и потом, есть же правило трех «Д». Скажешь: «Вот дурак»,— а потом, как и положено на дороге, подумаешь за дурака и дашь ему дорогу. Источник: |