Почему дорожает полис ОСАГО в Татарстане? |
Полисы ОСАГО могут подорожать на 20% — ЦБ РФ обнародовал проект повышения территориальных коэффициентов. Почему страховые компании отказываются работать с «автогражданкой», и возможно ли автовладельцу в Татарстане купить полис без переплаты за допуслуги, портал TatCenter.ru выяснил у президента республиканского Союза страховщиков Рустэма Сабирова. Банк России опубликовал проект увеличения тарифов в ОСАГО. Базовые ставки остаются на месте: для физлица—владельца легкового автомобиля 1980 рублей, для юрлица — 2375 рублей. Мегарегулятор предлагает повысить территориальные коэффициенты в 31 субъекте РФ, в том числе и в Татарстане. По оценкам аналитиков, в число городов с наиболее существенным увеличением регионального коэффициента попадает и Казань — повышение ожидается с 2 до 2,3. Прояснить ситуацию с положением дел в печально известном сегменте ОСАГО порталу TatCenter.ru помог президент Союза страховщиков Татарстана Рустэм Ильдусович Сабиров. Некоторые заявления эксперта оказались весьма неожиданными. ОСАГО — бизнес, а не мера социальной поддержки населения - Рустэм Ильдусович, расскажите подробнее о проекте Банка России. - Начнем с того, что это пока всего лишь проект. - Где в Татарстане ожидается максимальное повышение? - Максимальное в Казани и Набережных Челнах. Примерно на 15%. - Каким предлагается сделать коэффициент для Казани? - Сейчас коэффициент в Казани равняется 2. В проекте ЦБ РФ заложен поправочный коэффициент 2,3. По замыслу разработчиков проекта, убыточность по ОСАГО во всех регионах России будет - То есть, цель проекта — нивилировать убыточность? - Совершенно верно. И потом уже можно будет говорить о поднятии тарифов. Для чего вообще существуют территориальные коэффициенты — разные климатические условия, разное качество дорог, разная культура вождения и так далее. Убыточность должна быть одинаковой. Отдельный разговор и цифры по тарифам. Напомню, что год назад Госдума вышла с инициативой поднять лимиты ответственности — если раньше страховщики по «железу» должны были компенсировать убытки до 130 тысяч рублей, то сейчас они должны будут компенсировать 400 тысяч рублей, а по вреду жизни и здоровью компенсируют 160 тысяч рублей, а будут 500 тысяч рублей. То есть в три с лишним раза повышаются лимиты ответственности. Заметьте, о тарифе речь не идет вообще. Даже сегодня без окончательного утверждения новых лимитов продажа страховых полисов ОСАГО во многих субъектах убыточна. Представьте, вы приходите в ресторан и покупаете компот. Вдруг - Никто не будет работать себе в убыток… - Я надеюсь, что новые цифры были приняты на основании анализов, исследований, мониторинга… И я надеюсь, что вопрос по равномерной убыточности, может быть, будет решен, и проект превратится в реальный документ. - Станет ли в этом случае сегмент ОСАГО более привлекательным для страховых компаний? Не секрет ведь, что автолюбители жалуются на то, что в Казани становится проблематично купить полис ОСАГО… - Причин тому достаточно много. Приведу простой пример. В советское время было трудно купить в магазинах мясо. Оно стоило достаточно недорого, но его просто не было. Был дефицит. Когда Гайдар и его команда отпустили цены, мы получили на прилавки все, что мы имеем. Есть две известные категории, которые позволяют иметь баланс в торговле, в производстве, в реализации товаров и услуг — это спрос и предложение. Сегодня ситуация такова, что спрос на ОСАГО есть, а предложения при таких ценах нет. - Почему? - Потому что если бы у нас действовал рыночный механизм, происходило бы саморегулирование цены. Яркий пример тому — КАСКО, цены на этот продукт примерно одинаковые. Есть компании, которые демпингуют время от времени… Потом, правда, часть из них уходят с рынка (смеется,— прим. автора). Есть компании, которые стали их поднимать. Это нормальный процесс. Повторюсь, что в ОСАГО тарифы не поднимались одиннадцать лет. Стоимость автопарка за эти годы возросла примерно в 2,5 раза. Вместо отечественных автомобилей мы сегодня видим большое количество иномарок. Достаточно дорогих. Запчасти выросли, в среднем, в три раза. Бензин также подорожал примерно в - Какие еще факторы влияют на убыточность? - Полтора года назад пленум Верховного суда принял решение… - Имеете в виду нормы закона о защите прав потребителей, которые стали распространяться и на страхование? - Да. Поэтому сегодня суды внесли свою лепту на рынок и, к сожалению, очень многие этим пользуются. Возникла целая отрасль. Десятки тысяч молодых людей, закончивших юрфак, не желающих трудиться на заводах, фабриках, в колхозах, на этом строят свой бизнес и «раздевают» страховые компании при молчаливом согласии судов. Получается такая ситуация, что, по оценкам специалистов, сразу 40% выплат по ОСАГО идут отнюдь не страхователям, а в карманы мошенников. Это что, нормально? Естественно, все это закладывается в стоимость. Возвращаясь к примеру с мясом — надо ругать не продавца в мясном магазине, что мяса нет, а надо менять систему. Или менять тарифы, или поставить заслон мошенничеству. Сейчас все это закладывается в цену. Мяса не будет… - Если взглянуть на эту ситуацию с точки зрения потребителя… - Мяса не будет (смеется,— прим. автора). - Потребитель приходит в страховую компанию, ему помимо полиса ОСАГО навязывают дополнительные услуги. Поясните, имеет ли право страховая компания навязывать допуслуги, и можно ли купить полис без них? - Бытует такая точка зрения, что страховщики жируют, набивают карманы… Вы мне просто объясните, раз страховщики набивают карманы, почему они закрывают свои офисы, почему они уходят с рынка, почему они не хотят продавать ОСАГО? Вот вам реальный сигнал. Это ведь не одна компания. Сотни компаний договориться не могут. Это бизнес. Если бы это было хотя бы неубыточно, люди бы продавали. Будьте уверены! Открывали бы новые точки продаж. Сегодня же страховщики закрывают точки продаж, уходят из целых субъектов, и продавать не хотят. - Потребителю-то что делать? - Сегодня не рынок, а государство регулирует цены. Убыточность превзошла ту грань, за которой этот бизнес превратился из рентабельного в нерентабельный. В убыток себе коммерческое предприятие работать не должно по определению. - Вздергивать цены искусственно никто не будет, Вы считаете? - А зачем? Если я подниму цену слишком высоко, у меня не будут покупать. Но продавать ниже себестоимости я тоже не буду. - И - Опасаюсь быть непонятым… Скажу, может быть, крамольную вещь. Во время дефицита, чтобы хоть - То есть, - Войти в положение, именно! Есть на рынке РТ компании, которые, наверное, еще продают полисы ОСАГО. Себе в убыток. Замечательные компании — несут колоссальную социальную ответственность. Но, тем не менее, надолго их вряд ли хватит. Все же понимают, что работать в убыток бесконечно долго нельзя. Если бизнес позволяет зарабатывать, он остается, если нет — бизнес закрывается. Если страховщики не закрываются и не уходят, сейчас они стараются ограничить продажу полисов ОСАГО. Многие головные офисы понимают, что не могут отказывать всем. Но новые продажи ограничивают. Продавать всем, как и раньше — коммерсантам невыгодно. Потребителю, - То есть, сейчас в Татарстане очередь на продажу полисов ОСАГО у некоторых страховщиков существует? - Да, все то же самое, что было в советское время. Третий вариант — стать постоянным клиентом определенной компании, купить Источник: |