«Ситуация с подростковым суицидом в Казани критическая» - Гузель Удачина |
С начала года в Татарстане покончили с собой шестеро несовершеннолетних. Последние четыре случая произошли в апреле. Больше всего трагических инцидентов приходится на Казань. Одной из главных причин, по мнению уполномоченного по правам ребенка, являются проблемы в школе. По словам Уполномоченного по правам ребенка республики Гузель Удачиной, в последнее время количество детских суицидов в Татарстане год от года снижалось. В 2011 было зафиксировано 27 случаев, в 2012-м — 19, а в прошлом — 17. Однако несколько районов «черный список», поскольку там за это время детские суициды случались ежегодно. Это Зеленодольский, Альметьевский, Лениногорский, Бугульминский районы, а также Казань и Нижнекамск. В нынешнем году всплеск детских суицидов случился в столице Татарстана: из шести случаев – пять произошли в Казани. - У нас никогда не было такой удручающей статистики, чтобы в одном городе сразу такое большое количество суицидальных случаев среди несовершеннолетних за такое короткое время,— прокомментировала ситуацию «Интертат.ру» Гузель Удачина.— В прошлом году, например, в Казани был единственный такой факт. Хотя, конечно, жизнь каждого ребенка бесценна, но сейчас ситуация критическая. Напомним, в конце января нынешнего года 12-летний школьник выбросился из окна квартиры на 17-м этаже, где жила его семья. По предварительным данным, незадолго до трагедии он жаловался, что его не любят родители. К тому же у мальчика был конфликт в школе. В феврале повесился 17-летний казанский юноша. 3 апреля — очередной случай самоубийства подростка. И вновь в Казани. А на следующий день с разницей в несколько часов повесились еще двое молодых людей (один — в столице Татарстана, другой — в Пестречинском районе). Последний трагический случай произошел 8 апреля. Снова в Казани. 12-летний школьник повесился - Ребенок так эмоционально реагирует на плохую отметку не просто потому, что его будут ругать. Он реагирует на несправедливость, проявленную по отношению к нему,— уверена Гузель Удачина.— Нам, взрослым, это тяжело понять: для нас это не то горе и не та проблема. А для ребенка это реальное несчастье, вызывающее тяжелые переживания. К сожалению, в наш адрес в последнее время поступает достаточно большое количество жалоб от родителей на далеко не педагогические меры воздействия на детей со стороны учителей. В основном речь идет о начальных классах. Некоторые родители даже приходят с диктофонными записями, содержание которых вызывает по меньшей мере недоумение. Поражает манера общения с ребенком профессиональных педагогов! Повышенные тона, унижающие характеристики и эпитеты. С самых первых школьных дней за ребенком закрепляется клеймо неуправляемого, и начинается, грубо говоря, «гнобление» со стороны учителей и сверстников. Это недопустимо! И хотя расследование каждого детского суицида в Татарстане проводится досконально и тщательно, в большинстве случаев не удается выяснить причины, по которым подростки добровольно уходят из жизни. В прошлом году, например, в 8 случаях из 17 специалисты не смогли назвать даже предполагаемую версию, почему ребенок повел себя таким образом. По мнению Гузель Удачиной, не последнюю роль в таких случаях играют соцсети с деструктивным контентом. «Плюс» — занятость родителей на работе и нехватка времени на общение с ребенком. А между тем, как утверждают психологи, первые тревожные звоночки вполне можно услышать, если проявить к подростку хоть немного внимания. Важно Маркеры суицидального состояния: (рекомендации Республиканского информационно-методического центра социальной помощи семье и детям «Гаилэ») - высказывания о нежелании жить: «Было бы лучше умереть», «Не хочу больше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться», «Мне нельзя помочь»; - фиксация на теме смерти в литературе и живописи, частые разговоры об этом, сбор информации о способах суицида; - активная предварительная подготовка к выбранному способу совершения суицида (например, сбор таблеток, хранение отравляющих веществ); - сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве, намеки на возможность суицидальных действий, например, помещение своей фотографии в черную рамку, появление среди сверстников с петлей на шее из подручных средств; - стойкая тяга к прослушиванию грустной музыки и песен; - раздражительность, угрюмость, подавленное настроение, проявление признаков страха, беспомощности, безнадежности, отчаяния, чувство одиночества (меня никто не понимает и я никому не нужен), сложности контролирования эмоций, внезапная смена эмоций (то эйфория, то приступы отчаяния). Негативные эмоции связаны с нарушением (блокированием) удовлетворения потребности в безопасности, уважении, независимости (автономности). Накануне и в день совершения самоубийства возможно спокойствие; - угроза нарушению позитивной социальной идентичности «Я», «мое окружение», потеря перспективы будущего; - необычное, нехарактерное для данного человека поведение, в том числе более безрассудное, импульсивное, агрессивное, аутоагрессивное, антисоциальное, несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных людей и, наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и молчаливых. Возможны злоупотребление алкоголем, психоактивными веществами; - стремление к рискованным действиям, отрицание проблем; - снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение домашних заданий; - приведение в порядок дел, примирение с давними врагами; - символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фото, подготовка и выставление ролика, посвященного друзьям и близким); дарение другим вещей, имеющих большую личную значимость; - попытка уединиться: закрыться в комнате, убежать и скрыться от друзей (при наличии других настораживающих признаков). Источник: |