Речной туризм по-татарстански: старая инфраструктура, флот и проплывающие мимо миллиарды |
Развивать речной туризм Татарстану предписано свыше — расположен у слияния Волги и Камы. Но пока не очень получается. Несмотря на то, что интерес у туристов к республике огромный, зарабатывают на нем иногородние туроператоры. «События» попытались разобраться почему В порту туристам скучно Развитие речного туризма в Татарстане тормозит низкая инфраструктура, считает директор туристической компании - В Татарстане мало «зеленых» стоянок, где теплоходы могли бы высадить своих пассажиров для купания и отдыха. От Казани до Свияжска нет ни одной. А речной порт Казани не просто скучный – «мертвый». Порт — это ворота города, здесь у туристов складывается первое впечатление. Конечно, к Универсиаде порт попытались благоустроить. Корреспонденты «Событий» побывали в порту и лично убедились — к причалам и самой Волге просто так не подойти. Все огорожено, причем в два ряда. Пролезть между прутьями у нас тоже не получилось — узко. - Понаставили решеток, - Надо в обход, через билетные кассы! Там пройдем через металлодетектор! — крикнула экскурсовод. Народ, вздохнув, поспешил в указанном направлении, боясь опоздать к отплытию. - В Казани мне все понравилось. А в порту торговли бы побольше: сувенирами, Действительно, в порту мы насчитали всего три киоска с сувенирами - традиционными магнитиками и кружками. - Порт нужно оживить,— убеждена Юлия Таланова.— Как это сделали, например, в Чебоксарах. Там туристов с теплоходов встречают По словам Талановой, казанские туроператоры уже обращались к руководству речного порта с креативными предложениями, но не получили ответа. Волга обмелела Причалы в Татарстане, технически не способны принимать трех и четырехпалубные теплоходы, жалуются турфирмы. Но именно на больших и комфортабельных судах предпочитают путешествовать туристы. А значит, их деньги проплывают мимо Татарстана. Это миллиарды рублей, сокрушается гендиректор туристической компании «Волжские путешествия» Вячеслав Самолин. - На сегодня в Татарстане речным туризмом занимаются четыре туроператора из Самары, Нижнего Новгорода и Перьми и два местных. Это «Татфлот» с одним теплоходом и «Волжские путешествия» — тоже с одним теплоходом. Будет хорошо, если за сезон я заработаю 25 млн рублей, а «Татфлот» — предположительно 80 млн. Все остальное заработают иногородние компании, которые продают путевки на транзитные теплоходы и не платят налоги в республиканский бюджет. В частности, с каждого заходящего в Казань трехпалубника Татарстан теряет около 30 млн рублей. А если учесть все транзитные теплоходы, а их около 25, сумма получается на миллиарды, - поделился расчетами Самолин. - Принимать трех- и четырехпалубные суда нам пока сложно В Госкомитете отметили, что с начала майской жары уровень воды в Волге у берегов Татарстана упал на 1,8 м. А по данным Гидрометцентра России, к концу он может опустится до отметки 51 м. Чтобы не сесть на мели речникам приходится искать объездные маршруты. Отметим, на Верхней Волге (в Ярославле и Твери) Старый флот - Количество речных перевозок сокращается с каждым годом, потому что количество теплоходов не увеличивается. А старые встают на якорь,— назвал одну причину слабого развития круизного отдыха председатель Госкомитета по туризму. Для сравнения: в 1992 году в Казани работали 24 теплохода, их арендовали 14 туроператоров. Сейчас теплоходы, рассчитанные исключительно на Казань можно пересчитать по пальцам одной руки. Из старых судов хозяева выжимают последние ресурсы. К чему это приводят, все помнят по трагедии с «Булгарией» летом 2011 года. Тогда, напомним, крушение теплохода привело к гибели 122 человек. Казалось бы, в Татарстане есть судостроительный завод в Зеленодольске. Однако стоимость построенного на заводе небольшой прогулочной лодки составляет порядка 120 млн рублей, что турфирмам не под силу. — За 20 млн куплю, а за 120 нет — никогда не окупится,— категоричен гендиректор «Волжских путешествий». Более того, по словам Самолина, у нас вовсе нет старого флота: - При строительстве теплоход закладывается на 100 лет. А теплоходам в Татарстане в среднем от 35 до 60 лет. Но любая машина выглядит так, как за ней ухаживают. Наш «Борис Полевой» 1961 года постройки. Каждые пять лет я обязан поднимать его в док и проверять корпус. Специалисты надзорных органов измеряют толщину корпуса лазером. До миллиметра. Раз «Полевой» получил разрешение на работу, значит, все в порядке. Трагедия с «Булгарией» похоронила речной туризм После катастрофы вокруг речного туризма в Татарстане сформировался негативный образ. Люди боятся плавать по реке, считают многие туроператоры. По их данным, в — Сейчас речной туризм потихоньку начинает возрождаться,— не разделяет общего пессимизма директор казанского офиса компании Напомним, в целом в 2014 году Татарстан планирует принять около 2,4 млн. туристов (в 2013 году — около 2,1 млн). Куда едут татарстанцы? |