Сегодня можно с уверенностью заявить, что торговые сети — это кратчайший путь к увеличению доли товарооборота и стабильной прибыли для поставщика продовольственных товаров, поскольку именно у торговых полок потребитель делает свой выбор в пользу того или иного товара. В основном крупные торговые сети работают с крупными поставщиками, малому бизнесу и в ряде случаев местным производителям очень сложно влиться в отлаженные поставки по конкурентным ценам.
Для многих поставщиков, местных производителей, возможность продавать свою продукцию на полках таких крупных ритейлеров, как Х5,
Основная задача для поставщика на начальном этапе — правильно выстроить переговоры с сетью, грамотно обойти все подводные камни и в конечном итоге сформировать выгодное коммерческое предложение.
Но что делать, если контрагент в лице торговой сети не идет на контакт, игнорируя все обращения поставщика? Отступить или все же воспользоваться имеющимися законными рычагами и попробовать войти в сеть?
В Татарстанское УФАС России периодически поступают жалобы от поставщиков продовольственных товаров на действия, а точнее, на бездействие того или иного ритейлера. Например, в одном из последних обращений поставщик сетует на то, что большинство торговых сетей игнорируют направляемые коммерческие предложения по заключению соответствующих договоров поставки, а торговые сети, которые все же готовы сотрудничать с поставщиком, выдвигают невыгодные условия поставки. В частности, требуют поставки продукции по заниженной цене, платежи за вход, место на полке, а также предлагают продавать продукцию под товарным знаком торговой сети.
В этой статье мы попытаемся рассмотреть последовательность действий, которые необходимо предпринять поставщику на этапе преддоговорных отношений.
Определенный шаг в регулировании преддоговорных отношений сделан с принятием Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», в частности, статьей 9 на владельца торговой сети, а также поставщика продовольственных товаров возложена обязанность по предоставлению определенной информации относительно условий отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и существенных условиях такого договора.
Причем закон о торговле дает право выбора: предоставлять такую информацию путем размещения ее на своем сайте в сети «Интернет» либо безвозмездно в 14-дневный срок со дня получения соответствующего запроса.
Необходимо отметить, что в случае размещения информации на официальном сайте после поступления запроса от поставщика торговая сеть обязана не просто обеспечить доступ (однократно, на короткое время и т. п.), а именно обеспечивать доступ к информации, т. е. обеспечить ее постоянное, непрерывное нахождение на сайте в свободном доступе. Это обусловлено тем, что поставщик объективно лишен возможности знать, в какой именно момент, на какое именно время необходимая ему информация может быть размещена на сайте торговой сети, равно как и удалена с него.
В качестве примера практического применения рассматриваемой нормы можно привести дело №А60-35180/2011. Как следует из материалов дела, поставщик товара (майонеза) письменно обратился к торговой сети с просьбой предоставить информацию об условиях отбора контрагентов для заключения договора поставки и существенных условиях договора, указав, что на сайте торговой сети такая информация отсутствует. На данное письмо торговой сетью направлен ответ, в котором сообщено о наличии заключенного между ним и третьим лицом (поставщиком майонеза) договора.
Поставщик повторно направил в адрес заявителя письмо с предложением о поставках майонеза в магазины торговой сети. В данном письме изложена просьба рассмотреть предложения и подписать прилагаемое к письму приложение к действующему договору поставки либо сообщить о причинах отказа от поставок продукции. Письмом торговая сеть сообщила поставщику о том, что согласно выработанной политике предприятия договорные отношения с контрагентами (поставщиками) оформляются на длительный период (минимум один календарный год). Договорные отношения на настоящий момент торговой сетью оформлены, и она готова рассмотреть предложения по поставке майонеза на следующий финансовый год.
По результатам рассмотрения дела суд пришел к выводу о доказанности нарушения обществом положений части 1 статьи 9 закона о торговле, выразившегося в непредоставлении информации об условиях отбора контрагентов для заключения договора поставки майонеза в магазины торговой сети и существенных условиях такого договора, что создало препятствия поставщику для доступа на рынок реализации продовольственных товаров.
При этом необходимо отметить, что осуществление поставщиком деятельности на определенном товарном рынке до обращения с предложением о поставке товара не свидетельствует о невозможности применения к такому субъекту мер антимонопольного реагирования.
Учитывая вышеизложенное, для поставщиков, намеревающихся вступить в договорные отношения с торговой сетью, можно сформулировать следующие выводы и рекомендации: 1) Информацию об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки товаров, условиях договора следует искать на официальном интернет-сайте торговой сети. При отсутствии информации на сайте письменно запросить интересующую информацию у торговой сети. 2) В случае отсутствия информации на официальном интернет-сайте поставщика либо письменного ответа по истечении 14-дневного срока, предусмотренного законом, зафиксировать факт отсутствия информации на интернет-сайте (в идеале нотариально заверенная копия интернет-сайта) и незамедлительно обратиться с заявлением в антимонопольный орган. 3) К заявлению необходимо приложить подтверждающие документы, в частности, подтверждающие направление и получение торговой сетью запроса о предоставлении информации, а также материалы копирования интернет-сайта, в которых зафиксирован факт отсутствия информации, и иные документы, имеющие непосредственное отношение к направленному заявлению.
Какая же информация должна быть доведена до поставщика (посредством размещения ее в сети «Интернет» либо направления ответа на запрос)?
Понятие существенных условий закреплено в Гражданском кодексе РФ. Во-первых, это условия о предмете договора, а также те, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида. В частности, для договора поставки существенными являются условия о наименовании и количестве товара, а также о сроке. Во-вторых, к существенным относятся также те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (например, цена, порядок и сроки расчетов и т. д.). Необходимо отметить, что в отношении цены договора (в случае размещения информации на официальном сайте) торговая сеть вправе ограничиться разъяснением порядка определения или изменения цены, а также указанием на готовность предоставить ценовое предложение по письменному запросу поставщика.
Как показывает практика, нередко информация, размещенная на официальном сайте торговой сети, а также информация, предоставленная по письменному запросу, носит общий характер (высокое качество поставляемых товаров; 100-процентное и бесперебойное выполнение заявок; поставка товаров, занимающих лидирующие места продаж; лучшие ценовые предложения; выделение денежных средств на совместный маркетинг, поддержка существующих маркетинговых программ; соответствие действующему законодательству) и не позволяет определить потребности торговой сети, и как следствие, у поставщика отсутствует реальная возможность сформировать предложение по условиям поставок.
Например, в постановлении седьмого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2013 г. по делу №А60-27063/2013 суд указал, что информация об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки и существенных условиях такого договора, сформулированная в обобщенном виде, которая непонятна и неконкретна, вводит в заблуждение относительно реальных потребностей торговой сети и создает условия, при которых любое предложение поставщика может быть признано не соответствующим таким условиям, а также приводит к проявлению субъективизма (дискриминации).
В описанной ситуации поставщику необходимо повторно обратиться с мотивированным запросом к торговой сети, а в случае уклонения торговой сети от ответа обратиться в антимонопольный орган с приложением подтверждающих документов.
В заключение хотелось бы отметить, что сложившаяся в настоящее время судебная практика однозначно демонстрирует, что с нежеланием торговой сети вести конструктивные переговоры нужно и можно бороться!
Необходимо помнить, что потребитель не сметает с полок все подряд, его выбор осознанный и избирательный.