Новые нормы ОСАГО ставят страховщиков на грань выживания |
22.10.2014 Авто Новые нормы ОСАГО ставят страховщиков на грань выживания Страховые компании будут либо вовсе уходить с рынка, либо существенно сокращать продажи полисов. автовладельцев, желающих застраховаться, тоже ждут большие сложности, а то и вовсе возврат к практике разрешения дорожных конфликтов в стиле 1990-х 1 октября вступает в силу очередной пакет поправок в законодательство об ОСАГО (обязательное страхование автогражданской ответственности), содержащий, в частности, норму об увеличении страховой суммы, в пределах которой страховщик возмещает вред, причиненный имуществу потерпевшего, со 120 тыс. руб лей до 400 тыс. (с 1 апреля 2015 года — до 500 тыс. рублей с нынешних 160 тыс. возрастет лимит выплат за причинение вреда жизни и здоровью пострадавшим). Проект закона был подготовлен и вынесен на обсуждение Открытым правительством еще в августе 2012 года, а в декабре того же года внесен на рассмотрение в Госдуму. За прошедшее с тех пор время проблемы на страховом рынке лишь усугубились. В итоге автовладельцы столкнулись с невозможностью купить полис ОСАГО в «чистом» виде. Пытаясь хоть Он собрал специальное совещание с руководителями районных и городских прокуратур, на котором силовикам было велено наказывать распоясавшихся страховщиков. А рядовых автовладельцев Халиков призвал сообщать о каждом случае вымогательства на портал правительства. Автор материала, которого проблема также коснулась, последовал совету премьера. И через пару недель ожидания получил официальный ответ от Национального банка РТ (Банк России является регулятором российского страхового рынка), в котором говорилось, что «…страховщик не вправе отказывать в заключении договора ОСАГО владельцу транспортного средства». Однако никаких обещаний предпринять меры воздействия на страховщиков регулятор не дал. Сегодня, спустя несколько месяцев, ситуация осталась неизменной: автовладельцы платят за ненужные им услуги, а страховщики сокращают свое присутствие в регионе. Лимиты и тарифы Последние два года стали самыми тяжелыми для страховщиков в части ОСАГО, об этом говорят сами участники рынка. По итогам полугодия выплаты страхователям сократись примерно на 21%, хотя сборы в Татарстане ощутимо выросли — с 1,9 млрд рублей в первые шесть месяцев 2013-го до 2,1 млрд рублей в Понятно, что увеличение лимита страховых выплат вкупе с другими грядущими новшествами приблизит татарстанский страховой рынок к критическому порогу. Страховщики говорят, что компенсировать — хотя бы частично — убытки помогло бы пропорцио нальное увеличение базовых тарифов, которые, как и лимит выплат, не менялись с момента принятия закона об «автогражданке» (базовый тариф сегодня колеблется от 305 руб лей для прицепов к тракторам до 3240 рублей для грузовых автомобилей разрешенной массой от 16 тонн; для легковых автомобилей он составляет 1980 руб лей). «Со времени принятия тарифов выросли цены на товары и услуги, на некоторые, в том числе, на бензин — кратно. Если сегодня приходится тратить на бензин в три раза больше, чем 11 лет назад, то почему в обществе не ведется столь же оживленной дискуссии на тему необоснованности постоянного повышения цен на топливо? — неоднократно задавался в своих интервью вопросом президент Российского союза автостраховщиков Павел Бунин. — Другой пример, еще более связанный со страхованием, — расходы на ремонт автомобиля: цена одного Дарья Алякина, в свою очередь, приводит следующие данные: «Даже если базовый тариф увеличить на 40%, то, по расчетам агентства «Эксперт РА», с введением новых лимитов совокупные убытки страховщиков по ОСАГО будут превышать 100%. И только при повышении тарифа на 60% ОСАГО начнет приносить страховщикам прибыль». На наш взгляд, страховщики, мягко говоря, лукавят, когда сетуют на слишком низкие тарифы. Да, базовый тариф каким был в 2003 году, таким и остался. Однако к настоящему времени успел несколько раз поменяться региональный коэффициент — с 1,3 до двух. Последний раз — в 2011 году, когда для Казани, как города с большим и дорогим автопарком и частыми ДТП, был введен максимальный территориальный коэффициент (вместе со столицей РТ в список наиболее «неблагополучных» городов попали Пермь, Челябинск, Сургут и Тюмень). Впрочем, даже нынешний территориальный коэффициент некоторые представители рынка считают заниженным. С 1 октября он вырастет еще на 15% — до 2,3. Кроме того, пусть и незначительно, но менялись «стажевый» и «возрастной» коэффициенты. С 1,7 до 1,8 вырос коэффициент по допуску к вождению автомобиля неограниченного круга лиц, а также понижающий коэффициент в системе Иные страховщики уверены, что базовый тариф надо не повышать, а просто делать его свободным, как в некоторых странах с гораздо более богатой историей страхования гражданской ответственности. И тогда рынок сам постепенно все расставит на свои места. «Государство не может и не должно заниматься страховыми тарифами, даже если это обязательное страхование, — поясняет директор филиала «ПСК Казань» страховой группы МСК, президент Союза страховщиков РТ Рустэм Сабиров. — ОСАГО должно быть в рынке точно так же, как КАСКО или любые другие виды страхования. Ведь на рынке КАСКО никто не позволит себе работать с большой рентабельностью, задирать тарифы и так далее, потому что цена полиса определяется высокой конкуренцией. Мне непонятно, чем в этом плане обязательное страхование отличается от добровольного». Сильно умные Представители страхового рынка предсказывают, что на новых лимитах по выплатам вырастет новое поколение мошенников и так называемых защитников прав потребителей. «Сегодня это — целый сегмент экономики, — говорит генеральный директор компании Чтобы нагляднее проиллюстрировать масштаб явления, приведем несколько цифр. 40% всех затрат страховщиков по ОСАГО сегодня составляют выплаты юристам и иже с ними, а также компенсации судебных издержек и всевозможные штрафы и пени. Каждая четвертая выплата по ОСАГО выбивается через суд. 90% процентов всех выплат приходится на страхователей, которые за страховой премией идут не к своему страховщику, а по совету автоюриста — сразу к судье. Нормы в обновленном законе, запрещающей обращаться к юристам за помощью в разрешении конфликтов со страховщиками, конечно, нет. Однако там четко прописывается обязанность автовладельца перед тем, как идти к юристу, попытаться получить выплату мирным путем. Маленькая радость представителей страхового рынка по этому поводу не меркнет даже на том фоне, что срок досудебного урегулирования разногласий между страховщиком и страхователем сократился с 30 до 20 календарных дней, включая праздники и выходные. Еще одна норма, неизбежно влекущая за собой рост убытков страховых компаний, — снижение степени износа деталей и агрегатов, стоимость которых будет возмещаться в рамках действия полиса ОСАГО с 80% до 50%. Чтобы наглядно проиллюстрировать, чего это может стоить автовладельцам и страховщикам, Сабиров приводит следующий пример. «Допустим, человек за 100 тысяч покупает на рынке убитый «Мерседес». Потом он бьется, приходит в страховую компанию и требует заменить, допустим, испорченную дверь на новую, либо вернуть ему половину стоимости новой двери, которая оценивается примерно в такую же сумму, как его битый «Мерседес». Еще одна такая авария, и человек получает страховое возмещение, равное по объему стоимости всей его машины. Таким путем можно обновить если не автомобиль целиком, то кузов точно. Но если человек, образно выражаясь, раньше ездил на трехногой кобыле, с какой стати страховщик должен покупать ему здоровую лошадь?». Согласно экспертным оценкам, с учетом среднего возраста татарстанского автопарка (а он, заметим, относительно молод и дорог в сравнении с другими регионами страны), под 80-процентную планку износа попадала примерно половина автомобилей. Под 50-процентную подпадут все 70% регионального автопарка. И эта цифра, вероятнее всего, будет расти: падение продаж новых автомобилей продолжается, по итогам года оно составит не менее 25%. С учетом экономического самочувствия населения, вызванного рецессией, дальше этот процесс будет лишь ускоряться. Попадут под сокращение Все собеседники, опрошенные «Экспертом-Татарстан», едины во мнении, что новые нормы законодательства приведут к «схлопыванию» рынка и уходу с него игроков — как малых, так и крупных. Что, к примеру, уже сделала входящая в ТОП-15 по объемам сборов по ОСАГО компания «Гута-Страхование», свернувшая свою работу. Стоит отметить, что «Гута» покинула рынок цивилизованным путем: просто перестала заключать новые договоры, продолжив, тем не менее, выплачивать страховые премии по ранее заключенным. ОСАО «Россия» (ТОП-20) повела себя куда менее порядочно, попросту «кинув» клиентов. В итоге, по данным отраслевого страхового портала insurinfo.ru, выплаты из гарантийных фондов Российского союза автостраховщиков по полисам «России» составили рекордную в истории ОСАГО сумму — более 2 млрд рублей. Наконец, о постепенном сворачивании розничного бизнеса в России уже заявили старейшие страховые компании Европы, в том числе, «Альянс» и «Цюрих». «Мы уже были свидетелями похожего явления несколько лет назад, — поясняет Муртазин. — Правда, природа у него была несколько иная: компании, у которых, возможно, были одни и те же бенефициары, изначально не собирались расплачиваться по своим обязательствам перед клиентами, и, набрав определенную массу взносов, просто «сдулись». В их числе СК «Метрополис» и «Гранит», а в общей сложности их было около десятка. И за такое «кидалово» никто, по сути, не понес никакой ответственности — все обязательства по выплатам переходили к РСА». «Если не будут изменены тарифы и коэффициенты, качество урегулирования будет неизменно ухудшаться, и место добросовестных страховщиков постепенно станут занимать компании, не ориентированные на долгое присутствие на рынке», — соглашается Дарья Алякина. Однако даже если компания останется на рынке ОСАГО, она, дабы не обанкротиться, будет вынуждена сокращать свою агентскую сеть и закрывать офисы. «Еще год назад в Зеленодольске работали порядка 40 страховых компаний, — рассказывает глава Кстати, проблема может коснуться и крупных населенных пунктов. Подтверждением этих прогнозов служит недавнее решение компании «Ингосстрах» о переводе своего основного офиса из Казани в расположенное в 390 километрах от нее село Поповка Бавлинского района (справедливости ради отметим, что традиционно эта СК ориентируется на корпоративное страхование). Да, законодательство требует от страховщика, владеющего лицензией на продажу ОСАГО, наличия хотя бы одной точки продаж в регионе. Так что если кто привык страховаться в «Ингосстрахе» – добро пожаловать в Поповку! Поправки в закон об ОСАГО полностью изменят сложившийся порядок взаимоотношений страхователя и страховщика. Директор филиала ООО «Россгострах» в Республике Татарстан, Фарид Хамадеев Полагаю, что к настоящему моменту многие страховые компании исчерпали страховые резервы, накопленные ими за первые К счастью, на рынке немало компаний, у которых довольно качественный и сбалансированный страховой портфель. Так, в нашем филиале сборы за полгода составили более 1,48 млрд рублей, при этом на долю ОСАГО приходится не более 25 процентов. Суммарная же доля автострахования в «Россгострахе» 52 процента, остальные 48 процентов — это низкоубыточные виды страхования. Однако на рынке немало компаний, чей портфель на 70, а то и все 80 процентов сформирован из автострахования (ОСАГО, ДСАГО и КАСКО). Думаю, у таких СК убыточность явно переваливает за 100 процентов. Страхование КАСКО, будучи добровольным, позволяет страховым компаниям довольно оперативно менять тарифную политику и организацию выплат. Три года назад многие крупные страховщики столкнулись с проблемой запредельной убыточности (выше 100 процентов) по КАСКО, которая повлекла за собой заметное увеличение тарифных ставок. К настоящему времени этот ситуация выправилась благодаря введенной практике страхового возмещения не путем прямых выплат, а посредством направления пострадавшего автомобиля на ремонт в автосервис (к счастью, суды встали на сторону страховщиков, отказывая истцам в материальной выплате, если в договоре указано, что страховое возмещение производится посредством ремонта). Как только такая практика стала повсеместной, тарифы по КАСКО начали снижаться. А ведь всего три года назад на этом поле «кормилось» несколько крупных мошеннических группировок. Представитель одной из них, к примеру, в течение года побывал в… 53 авариях, причем на одном и том же автомобиле. То есть, очередное ДТП он совершал каждую неделю! В итоге за год страховая компания выплатила ему порядка Примеров, менее криминальных, но не менее показательных — масса. Однажды в полицию поступило заявление от «пострадавшего», который приехал на ночь в гости к другу, а поутру не обнаружил в своей дорогой иномарке… кожаных сидений, которые стоят чуть ли не 600 тысяч рублей. Или вот еще был случай: в страховую компанию за возмещением ущерба обратился владелец внедорожника, который «ехал вслед за грузовиком, из кузова которого сыпался щебень, который разбил ему все передние фары и фонари». Вот так — не капот, не бампер, а исключительно фары, каждая из которых у этой модификации иномарки стоит не меньше 70 тысяч рублей. К сожалению, увеличение лимита страховых выплат по ОСАГО с большой долей вероятности приведет к оживлению мошеннической среды. Однажды мы уже были свидетелями подобного явления, когда желающие подзаработать использовали недоработки в законе и правоприменительной практике, касающейся ДСАГО. Схема была такая: автовладелец страхует свой, как правило, недорогой отечественный автомобиль по ОСАГО и ДСАГО, а через неделю после покупки полисов «происходит» авария Причем, как правило, с участием гораздо более дорогого автомобиля, с владельцем которого страхователь, естественно, в сговоре. Далее следовало обращение в СК о выплате по ОСАГО, а сразу же после принятия решения о выплате ОСАГО в суд поступал иск по ДСАГО на максимальную страховую сумму. |