В Татарстане дилеры распродали запасы и ждут обвала авторынка |
Рост стоимости евро и доллара и стремительное падение рубля вызвали на этой неделе небывалый ажиотаж в автосалонах Казани. Дошло до того, что дилеры приостановили продажу, опасаясь убытков. А эксперты уже предрекают «черный» 2015 для автосалонов. 16 декабря уже успели окрестить «черным вторником» для экономики страны. Рубль стремительно падал, валюта росла в цене, люди поддались панике и в надежде сберечь накопления стали скупать товары от телевизоров до машин. Больше всего на себе это ощутили автосалоны. В одном из салонов автохолдинга «Делфо» мы поинтересовались, можно ли купить машину. Ответ менеджера по продажам оказался неожиданным: «Автомобиль можно купить, но только если вы приедете оперативно» «Оперативно» — это значит в течение первой половине дня максимум, учитывая, что звонила я утром. Что будет с ассортиментом к вечеру, сотрудник автосалона затруднился ответить, добавив только, что машин, может уже и не быть. При этом цены пообещали, вроде как, сохранить на старом уровне, а именно в пределах 600 тысяч за одну из иномарок базовой комплектации. Если же меня интересует более навороченная модель, то ее, конечно, могут «придержать», если я точно нацелена на покупку. Аналогичная ситуация была и в другом крупном автохолдинге Татарстана. Цены там вслед за бегущим курсом поднять не успели. Дошло до того, что дилер был вынужден приостановить продажу, чтобы не оказаться в минусе. Возобновили их только спустя сутки. - Действительно 16 декабря Председатель совета директоров компании «ТрансТехСервис» Вячеслав Зубарев рассказал, что произошедшее для многих стало настоящим шоком, ведь такого падения рубля не было с 1998 года. - В связи с этим мы приняли решение приостановить продажи, чтобы прояснить ситуацию с ценами от дистрибьюторов и производителей. Была неофициальная информация, что автопроизводители собираются резко повысить стоимость на автомобили, что вполне логично. Кроме того, необходимо было сделать ревизию наших складов, чтобы оценить возможность гарантировать обещанные покупателям цены,— рассказал Вячеслав Зубарев. Со слов Вячеслава Зубарева, перед компанией было три варианта действий: взять на себя все финансовые риски, связанные с повышением цены и, в конечном счете, продавать автомобили клиентам дешевле, чем ТТС их выкупал у дистрибьютора; резко поднять цены и переложить всю тяжесть инфляции на клиентов; взять паузу, чтобы прояснить ситуацию и оценить свои возможности с целью избежать убытков для компании и резкого повышения цены для покупателей. - Мы выбрали третий вариант. И к концу дня выработали политику действий компании в новых условиях. Теперь мы будем подходить к вопросу ценообразования более взвешенно и структурированно,— подчеркнул он. То, что цены на автомобили в любом случае будут расти, никто не сомневается. Только за последние два месяца цены у всех автопроизводителей выросли. Но очевидно, что цены будут и дальше повышаться, потому что выросли доллар и евро. Автомобили с будущих приходов будут дороже оставшихся на складах дилеров. Насколько дороже – зависит от того, как дальше будет падать рубль. Чем быстрее будет падение, тем выше цена. Те люди, которые внесли 100% предоплату до 16 декабря 2014 года, могут рассчитывать на то, что получат автомобили по прежней цене. Во всех остальных случаях стоимость машин будет корректироваться с учетом повышения цен. Каждый производитель в нынешней ситуации сам выбирает, насколько существенным окажется повышение. Еще один повод купить автомобиль прямо сейчас – это повышение процентных ставок по автокредитам. Уже сегодня некоторые банки выдают кредиты на новые автомобили под 20%, на автомобили с пробегом под 30%. Остальные собираются повысить проценты после нового года. Интересно, что, несмотря на сложившуюся ситуацию дефицита машин в салонах, - В этой ситуации продавец вправе устанавливать ту цену, которую считает нужной, особенно учитывая то, что она зависит от курса валюты. Указывается стоимость и по ней заключают договор, как таковых ограничений нет,— заявили в Управлении. Повышенный спрос покупателей и желание автосалонов перестраховаться Директор центра перспективных экономических исследований АН Татарстана Марат Сафиуллин объяснил, что приобретая товары люди, пытаются «зафиксировать имеющийся курс». - Ситуация повышенного спроса на автомобили связана с тем, что в условиях неопределенности, когда идет девальвация рубля, у населения высокие инфляционные ожидания, и люди стараются осуществить отложенные покупки и зафиксировать имеющийся курс. Между прочим, это касается не только автомобилей, но и техники. Эксперт поясняет, что в 2008 году многие автосалоны испытали кризис на себе, когда не меняли цены вслед за курсом. Сейчас же в похожей ситуации они решили подстраховаться. Нужно учитывать, что в 2014 году машины продавались плохо, и у многих компаний остались нераспроданные марки. То, что не продавалось еще с 2013 года, сейчас выставляют по старым ценам для того, чтоб просто восстановить средства. Если товар новый, повышенной ликвидности, его либо переоценивают, либо стараются фиксировать цену в долларах для того, чтобы иметь возможность рассчитаться с дилерами. То есть те автосалоны, у кого есть запасы, вольны распоряжаться неликвидом, который продают по нормальной цене, все остальное на свое усмотрение. Другие же автосалоны, которые осуществляют продажу машин под заказ, вынуждены выстраивать стратегию с оглядкой на ту политику, расчет, который ведет та или иная компания. В некоторых случаях приходится жертвовать своей премией, потому что если сильно завысить цену, никто не будет покупать автомобили. Что касается автокредитов, то, по мнению Марата Сафиуллина, их выгодно брать в рублях, даже если цена на автомобиль немного выросла. Но в любом случае нужно очень взвешенно подходить к таким решениям в условиях нестабильности. Чего ждать от автомобильного рынка в наступающем году? Вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Андрей Петренко отметил, что обвал рубля - Естественно, на поведении покупателей сказалось резкое изменение курса валюты, что привело к повышению стоимости. Сейчас автомобильный рынок находится в ожидании, ведь салоны в основном продали уже все, что могли. Подорожание сказалось О прогнозе на следующий год говорить очень сложно, ситуация, в том числе и на автомобильном рынке, зависит от продуманной государственной политики. - Можно с уверенностью сказать, что в январе мы начнем с чистого листа, и будем продавать машины на новых условиях. Цены вырастут, пока сложно сказать, насколько именно. К тому же, по мнению представителя РОАД, ухудшение условий кредитования на все автомобили становится еще одним отрицательным моментом. Ассоциация неоднократно обращалась к государству с просьбой предоставить льготные варианты для автокредита. Пока же ставка рефинансирования губительна. Как формируется цена на автомобиль? Дилер заключает с салоном договор поставки, где прописывают условия, на которых продавец предлагает покупателю товар. Если обобщать, то существует два варианта. В первом случае дилер может поставлять машину по фиксированной стоимости, но тогда и салон должен полностью оплатить сделку. Таких форм почти не осталось. Во втором случае, который широко распространен и в основном используется, предлагается залог, то есть салон автомобиль зарезервировал. В этой ситуации продажа идет по тарифу, который с определенной периодичностью отправляет дилер. Естественно, здесь цена напрямую зависит от курса валюты. Источник: |