Татарско-сирийский Ходжа Насретдин соединяет тексты классиков |
В спектакле «Ходжа Насретдин» режиссер Фарид Бикчантаев соединяет тексты классика татарской драматургии Наки Исанбета и современного сирийского драматурга Саадаллы Ваннуса. Премьера постановки состоится 6 февраля 2015 года в Татарском государственном Академическом театре им. Г. Камала. Несмотря на различия культур, творчество Наки Исанбет и Саадалла Ваннус имеет точки соприкосновения. Пьесы Исанбета насыщенны двойными смыслами, авторскими шифрами, их главным художественным приемом выступает ирония, иносказание, намек. Саадалла Ваннус, родившийся в Сирии в 1941 году, также заключает свои обличительные идеи в текстовые шифры. Его творчество относят к реалистически-критическому направлению сирийской драматургии, а в 60-е годы он стал знаменит как автор пьес острого социально-обличительного характера. Но если Наки Исанбет избежал репрессий, благодаря умению лавировать меж подводных камней соцреализма, пониманию текущего момента и заботе о сохранении богатейшего татарского фольклора, то Саадалл Ваннус – последние несколько лет не выезжает из Сирии по различным причинам, в том числе политическим. Сюжетной основой спектакля «Ходжа Насретдин» Фарида Бикчантаева является знаменитая история про Ходжу и слона, описанная в каноническом тексте Наки Исанбета. К этой истории обратился также сирийский драматург Саадалла Ваннус, автор одноактной пьесы «Слон, ваше величество!». «Где истина? Где ее искать? – рассуждает режиссер Фарид Бикчантаев.— Для меня Ходжа — это тот, кто может взглянуть на вещи с совершенно неожиданной точки зрения. Сегодня мы — свидетели переломных событий — растеряны. Где правда? На чьей стороне? С одной стороны нам указывают – вот это правильно. С другой — нет, правильно вот это… А может, правду надо искать, как Ходжа, Напомним, премьера спектакля «Ходжа Насретдин» состоится 6,7,8 и 19 февраля на большой сцене Татарского государственного Академического театра им. Г. Камала. Источник: |