Что будет с ценами на продукты после их разморозки?

Скакнут ли они к майским праздникам или медленно, но верно будут ползти вверх? Чуть меньше месяца остается до завершения инициативы крупных российских ритейлеров о замораживании цен на социально значимые продукты.

 Чего ожидать потребителю дальше? Будет ли очередной скачок или цены на «социалку» постараются сохранить в теперешнем виде? И вообще, насколько грамотным было решение о заморозке?

К истории вопроса. Эта мера соцзащиты применяется в постсоветской России не впервые. В октябре 2007 года крупнейшие российские торговые сети и производители подписали соглашение, вынуждавшее их в течение нескольких

месяцев не превышать торговую наценку на социально значимые продукты более чем на 10%. Реакция рынка не заставила себя ждать. В ожидании будущего роста цен потребители стали массово скупать продукты, включая и те, цены на которые не были зафиксированы государством.

Решение о заморозке негативно сказалось и на качестве товаров. Некоторые производители, стремясь сократить расходы, стали покупать за рубежом более дешевое сырье, к примеру дешевый молочный порошок вместо натурального молока. В итоге инфляцию если и удалось затормозить, то только на время, ограниченное соглашением о заморозке.

Цены — вверх! Напомним нынешнюю ситуацию. Декабрь 2014-го, рубль резко ушел в пике, и рост цен не заставил себя ждать. На некоторые товары они буквально зашкаливали. В одном из казанских супермаркетов килограмм кабачков предлагали аж за 450 руб. В этом же магазине, кстати, автор стал свидетелем такой сценки. Мужчина эмоционально отчитывал продавца, тыча пальцем на мясо стоимостью под 800 рублей.

— А что вы хотите? Смотрите, что с долларом делается! — не сдавалась продавщица.

— Но мясо-то у вас не за доллары куплено! — парировал покупатель.

И так было практически в каждом магазине. Особенно расстраивали потребителей ставшие неподъемными цены на сыр (на отдельные сорта цена доходила до 2000 руб.), крупы, сахарный песок и фрукты.

И ритейлеры договорились. Виновных в сложившейся ситуации быстро нашли. Ими оказались крупные торговые сети и предприниматели, установившие в своих точках «неправильные» цены. Сразу же после зимних каникул по всей стране начались массовые проверки ритейлеров на вшивость. Однако ни предупреждения, ни штрафы, ни даже административные наказания оказались в итоге неэффективны — цены в магазинах по-прежнему ползли вверх.

Временное решение проблемы предложили сами ритейлеры. В конце февраля крупнейшие розничные сети, входящие в Ассоциацию компаний розничной торговли, договорились заморозить цены на социально значимые продукты. К ним относятся некоторые виды мяса, куры, неразделанная замороженная рыба, молоко и некоторые молочные продукты, сахар и соль, подсолнечное масло. После этого цены стали постепенно успокаиваться… Бюджетные яблоки вновь опустились с 90 до 60 руб., цена сахара с отметки 70 постепенно стала снижаться, подешевели мука, крупы. Но сейчас, когда срок заморозки подходит к концу, неизбежно встает вопрос:

А что дальше? К чему же приведет нынешняя регулировка цен? И вообще, стоило ли правительству принимать столь не рыночное решение? Вот что говорят известные казанские ученые-экономисты.

Тимур Крамин, проректор по корпоративному управлению ИЭУП, директор НИИ проблем социально-экономического развития: Безусловно, данная мера на определенный период снижает уровень социальной напряженности. Но что произойдет, когда договоренность о замораживании цен будет отменена? И здесь возникает ряд вопросов. Первый: на каком уровне заморозили цены? Ведь их повышение на некоторые товары на тот момент уже произошло. Во-вторых, решение о заморозке было принято с сохранением свободных цен на другие группы товаров. В целях компенсации потерь торговые сети могли поднять их на другие товары. Если по истечении двух месяцев цены на «социалку» поднимутся, то другие товары уже не подешевеют. Обычно в торговых сетях цены не снижают.

В целом моя позиция такова: решения в таких случаях должны приниматься системно. Смотреть на ситуацию в целом, по всем группам товаров, поэтапно. Нужно все эффекты планировать как с точки зрения социальной политики, так и учета интересов коммерческих структур, государства. В данном же случае мы имеем дело с узким одноразовым решением, которое может дать несколько различных сценариев и, как следствие, неопределенность.

Айдар Аюпов, профессор КФУ, директор института непрерывного образования: Любая протекционистская политика государства эффективна только до определенного момента. Замораживание цен на социально значимые продукты неизбежно ведет либо к увеличению цен на товары, не входящие в эту категорию, либо к исчезновению «социалки» с полок некоторых магазинов. На мой взгляд, в данной ситуации нужно предпринимать более кардинальные меры. К примеру, развивать импортозамещение, поддерживать отечественных товаропроизводителей, субсидировать отечественное сельское хозяйство, что и делает сейчас российское правительство.

Необходимо создавать условия для полного цикла переработки сельхозпродукции — когда она производится и перерабатывается у самого сельхозпроизводителя. Это ликвидирует цепочку посредников. В результате себестоимость продукции оказывается гораздо ниже, что, естественно, ведет к снижению конечной розничной цены. При этом внакладе не остаются и сами сельхозпроизводители, получая дополнительную прибыль как от производства, так и от переработки своей продукции.

Наталья Каленская, профессор КФУ, заведующая кафедрой маркетинга: Как известно, в стране сейчас есть четкая ориентация на импортозамещение. Это очень важная стратегическая задача. Снизив цены, государство дает возможность проявить себя местным товаропроизводителям, что позитивно отразится на экономике России в целом и Татарстана в частности. И даже если в дальнейшем и будет повышение цен, то весьма незначительное. Иначе мы можем отпугнуть местных производителей и потерять ту нишу, которая образовалась как преимущество для развития товаропроизводства.

ГЛАВНЫЙ ВОПРОС. Нужно ли закупаться впрок? Скакнут цены к майским праздникам или медленно, но верно будут ползти вверх, как, собственно, и было до акции с заморозкой? Однозначного ответа у ритейлеров мы не получили. Филиалы федеральных сетей кивают на Москву, местные ритейлеры с официальным ответом не торопятся. Удалось побеседовать только с представителем одной торговой компании, пожелавшим сохранить инкогнито.

— Думаю, серьезного повышения после окончания заморозки не предвидится,— уверен он.— Во-первых, цены заморозили уже на кризисном уровне. Во-вторых, наценка на социально значимые товары и так не определяющая — потери на «социалке» можно отбить за счет других товаров. Ну и наконец, по окончании заморозки ритейлеры будут вынуждены подстраховаться, чтобы избежать дальнейших проверок.

На главный наш вопрос, стоит ли закупать продукты впрок, собеседник ответил, что делать этого не нужно. Но у населения на этот счет свое мнение. В последнее время в магазинах то и дело встречаешь покупателей, которые основательно затовариваются. В основном берут по нескольку упаковок сахара, чая, круп и других товаров из социальной корзины. Наученный многолетним опытом, наш народ рассуждает так: даже если не будет резкого скачка, снижения цен ожидать не приходится. Так что лучше подстраховаться.

МНЕНИЕ ТОРГОВОЙ СЕТИ. Когда материал уже был готов к печати, поступил ответ из компании Metro Cash&Carry. Оксана Токарева, руководитель по корпоративным и внешним коммуникациям МЕТРО Кэш энд Керри: В отношении цен на другие товары мы ведем постоянный диалог с поставщиками, обсуждая каждый конкретный случай повышения цены. Однако на некоторые категории товаров возросла отпускная цена, что неизбежно повлекло и рост закупочной цены для нашей компании. Мы постоянно в переговорах с поставщиками, в случае, если они предлагают повышение цен, тщательно проверяем всю аргументацию со стороны поставщиков. Если же видим, что повышение цен обоснованно (импортное сырье и упаковочные материалы, например), то принимаем повышение в оговоренном с поставщиком размере. Если же он не приводит убедительных аргументов, вынуждая нас необоснованно принимать цены, пересматриваем сотрудничество с ним в части объемов и ассортимента. В этом случае ищем альтернативные ассортиментные решения.

Мы не прогнозируем роста цен, так как по факту узнаем об увеличении цен поставщиками. Но, являясь крупной международной торговой компанией, делаем все возможное в переговорах с поставщиками относительно увеличения цен и самостоятельно ищем альтернативные ассортиментные решения, для того чтобы предложить нашим клиентам самые выгодные товары.

МЕТРО Кэш энд Керри объявило о заморозке цен 12 февраля сроком более чем на два месяца — до конца апреля. Принято решение зафиксировать цены на основной ассортимент социально значимых товаров (таких как молоко, хлеб, крупы, макароны и другие) во всех торговых центрах во всех 46 регионах присутствия компании в России. Заморозка цен на социально значимые товары зависит от дальнейшей ситуации на рынке продовольствия. Компания проанализирует эту ситуацию в конце апреля, когда будет истекать срок на ранее объявленную заморозку, и примет соответствующее решение.

Источник: http://www.tatpressa.ru/news/?id=19746
 
Поделиться ссылкой:

Комментарии от незарегистрированных читателей закрыты. Хотите оставить сообщение — регистрируйтесь.

Онлайн игры

Отправка СМС

Почта @buada.ru

Регистрация & Панель управления

Котировки

Дата:
 
27.04.24
 
28.04.24
 
1 USD92.013491.7791
1 EUR98.718798.0270
1 GBP114.9155114.6229
KZT
CNY
1 AUD60.167660.0144

Погода в Буинске

29.04.2024 (день)
12..14 °C
762..764 мм. р. с.
46..48сев 4..6 м/с
29.04.2024 (вечер)
7..9 °C
763..765 мм. р. с.
55..57с-з -1..1 м/с