Шесть причин, почему Татарстан не может гордиться своей кинематографией
Ильнур Ярхамов — Казань «Я не могу похвастаться и гордиться тем, что наших кинематографистов знают далеко за пределами Татарстана, хотя в 20-ых годах прошлого века у нас был заложен фундамент», — сетует депутат Госсовета и председатель комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Разиль Валеев. В пример он приводит черно-белое немое кино «Булат-батыр», снятое в начале 20 века. Этим фильмом можно восторгаться, говорит он.  Татарстанская кинематография пока не может считаться предметом региональной гордости. К таким выводам пришли на пресс-конференции в Госсовете, посвященной Году кино в России и перспективам его развития в Татарстане. У татарстанской киноотрасли — серьёзные проблемы. Она  фактически отсутствует. Во-первых, в республике до сих пор нет своей киностудии. Валеев рассказывает, что к концу Советской власти — на исходе 80-х-начале 90-х годов велись активные переговоры на этот счет. Вопрос о создании «татарской» киностудии был практически решен, но в стране начали неизбежные исторические процессы, которые этому помешали. Сейчас вопрос о киностудии открыт. Необходимость в его создании не разделяют даже в минкульте РТ. Например, замминистра культуры Гузель Шарипова ссылается на мнение кинорежисёра Карена Шахназарова. Он, по её словам, заявил, что время больших киностудий ушло в историю, сейчас под каждый кинопроект создается специальная площадка, которая потом разбирается и вновь собирается уже под новый проект. Председатель Союза кинематографистов РТ Ильдар Ягафаров не соглашается. Слова Шахназарова он объясняет всего лишь его желанием сохранить монополию своей киностудии «Мосфильм». Во-вторых, татарстанские кинематографисты не обеспечены аппаратурой и материально-технической базой. Дело в том, что минкульт РТ в честь Года кино в России подготовил план мероприятий в республике. Помимо фестивально-массовых задумок в плане была прописана инициатива по техническому перевооружению. На план мероприятий минкульт РТ запросил дополнительно сумму в 47,2 млн рублей. Минфин РТ понизил эту сумму до 34,1 млн рублей. Однако этим затратам в бюджете на 2016 год всё равно не нашлось места. Сейчас государство на отрасль в республике выделяет около 60 млн рублей. Но придётся ужаться, так как отказываться от проведения акции «Ночь кино», проекта «Дыхание времени» и других казанских кинофестивалей никто не будет. Всего на кинопроизводство будет выделено около 8,8 млн рублей. Ягафаров в пример привел положение дел с национальными фильмами в Якутии. Там на производство кино выделяется до 100 млн рублей, рассказывал он. По его словам, для татарстанского кино было бы достаточно 30–40 млн рублей в год, говорил он. В-третьих, государство в лице минкульта РТ может увеличить финансирование отрасли, но не может полностью довериться производственным коллективам (сценаристы, режиссёры, операторы и т. д.) и не видит сильных проектов, которые могли бы окупить достаточную часть затрат на производство. Шарипова рассказывает, что сейчас начали «более менее» появляться молодые кадры с интересными идеями. Она также напомнила, что фильм «Семейные хлопоты» стал первым прецедентом в истории современной киномотографии республики, когда частные и независимые кинотеатры взяли фильм в широкий прокат. Правда, продолжает она, фильм всё равно не смог полностью окупить вложенные в производство деньги. Читайте также:В широкий прокат выходит татарстанская комедия «Семейные хлопоты» В-четвёртых, Союз кинематографистов мог бы заняться отбором сценариев, кинопроизводством, подготовкой съёмочных команд, но у организации нет своего здания, сетует Ягафаров. В то же время Союз в этом году отпразднует юбилей — 35 лет. Ягафаров сообщает, что сейчас ведёт переговоры по этому поводу с министерствами. Журналистам он сообщил, что достиг «конкретных договорённостей». Тем не менее, в Союзе уже начал действовать «Сценарный фонд». «У нас на полный метр уже есть четыре сильных сценария, которые могут быть сняты и могут собрать кассу», — говорит Ягафаров. Также Союз взял курс на омоложение кадров, сейчас в нём состоят только 45 человек. В-пятых, по словам Валеева, татарстанская киноиндустрия традиционно считалась сильной в документальных фильмах. Традиции игрового кино начали нарождаться буквально недавно, говорит он. Сейчас за счет бюджета республики в ведущие киновузы в России направляются люди на режиссёрские или актёрские курсы. Это примерно по 2–3 человека ежегодно. Стоимость обучения каждого в течение двух лет обходится бюджету Татарстана в 400 000 рублей. В-шестых, государственная система кинопроката в Татарстане очень узкая. По словам Шариповой, она представляет собой один государственный кинотеатр «Мир» и 15 муниципальных киноучреждений, каждый из которых в год зарабатывает от 100 000 до 300 000 рублей. Там никаких проблем с демонстрацией татарстанского кино нет, однако независимым частным кинотеатрам эти фильмы не интересны. Есть ещё одна дискуссионная тема, с которой нужно разобраться местным киноделам. Ягафаров считает, что татарстанское кино должно быть национальным и в первую очередь направлено на татар. Потенциальными зрителями, на которых держалась бы отрасль в республике, он видит татар, проживающих вне Татарстана. «У нас есть пока только единственная ниша — это наше национальное кино, потому что в России, в Москве, в Санкт-Петербурге есть талантливейшие режиссёры, которые снимают кино на порядок выше нашего, и когда мы встанем в очередь снимать такие же фильмы, как у них, то гарантированно будем на последних местах», — резонно рассуждает он. Валеев считает, что национально-ориентированное кино позволит сохранить народ, его язык и культуру. Ранее в интервью KazanFirst основательница первой казанской киношколы «Точка.кино» Неля Гаряева рассказывала, что национальная ориентированность татарстанской киноиндустрии тормозит её развитие. «В Москве и по России это [национальное] кино никому не интересно», — рассказывала она. По её словам, такое кино  нужно для народа и сохранения языка. «На конгрессах татар такие фильмы наверняка ждут. Но на уровне страны эти фильмы никому не нужны — они просто валяются на полке. Деньги выделили, один раз показали, кто-то обрадовался, кто-то огорчился», — сетовала она. Она говорила, что в республике нет проектов (например, сериальных или полнометражных), с которыми можно выйти на более серьезный уровень. Читайте также: Неля Гаряева: «У нас можно снимать сериал, который будет интересен для зрителей всей страны. Сейчас всё, что снимается в регионе, в нем же умирает» Источник: https://kazanfirst.ru/feed/68883
 
Поделиться ссылкой:

Комментарии от незарегистрированных читателей закрыты. Хотите оставить сообщение — регистрируйтесь.

Онлайн игры

Отправка СМС

Почта @buada.ru

Регистрация & Панель управления

Котировки

Дата:
 
03.05.24
 
04.05.24
 
1 USD92.053891.6918
1 EUR98.644798.5602
1 GBP114.9936114.4772
KZT
CNY
1 AUD60.212460.3240

Погода в Буинске

04.05.2024 (ночь)
0..-2 °C
749..751 мм. р. с.
67..69зап 0..2 м/с
04.05.2024 (утро)
4..6 °C
750..752 мм. р. с.
40..42с-з 4..6 м/с