Градозащитники предлагают не сносить Горбатый мост через старое русло Казанки, а восстановить его и создать на нем крытые рестораны
Юлия Яковлева, Руслан Садыков — Казань Зеленая мутная вода, где давно не водится рыба, заросли камышей и кустарников по берегам, стойкий запах канализации, к которому давно привыкли местные жители. Старое русло Казанки под знаменитым Горбатым мостом между Зилантовым монастырем и Пороховым заводом в Кировском районе Казани можно назвать мертвой зоной. Сейчас водоем и окружающая его среда находятся в опасном экологическом состоянии и нуждаются в серьезной очистке. Но когда-то в этом месте кипела жизнь — около века назад здесь было конное движение, чуть позже его заменило автомобильное, а затем здесь проложили трамвайные рельсы. В 60-х годах сооружение признали аварийным и перекрыли по нему транспортное движение. До 2009 года оно было открыто только для пешеходов. Однако состояние моста с каждым годом становилось все хуже, поэтому его признали опасным для жизни людей, а все проходы к нему были закрыты. Впрочем, это не останавливает пешеходов, которые самостоятельно отодвинули  ограждения и сокращают по мосту путь до остановки к Речному техникуму. За тот час, пока мы находились на месте, по нему прошли несколько десятков человек. Местные жители понимают — ходить по нему опасно, но за десятилетия уже привыкли, и удобной альтернативы, чем это ржавое полуразрушенное сооружение, у них нет. Горбатый мост — самый неудачливый из 39 подобных сооружений в Казани, считает замдиректора института истории международных отношений и востоковедения, заведующий кафедрой музеологии, культурологии и туризма Раиль Фахрутдинов. «Происходящее здесь производит удручающее впечатление, — говорит он, глядя вниз с моста. — Последний раз я здесь был 30 лет назад, было гораздо чище, берега были более открытыми, и вода была прозрачной». По его словам, мост построили с нарушениями технологии — инженеры просто не рассчитали нагрузок. До 20-х годов прошлого столетия здесь находился Ягодинский мост. Он соединял между собой Адмиралтейскую и Ягодную слободы, где находились предприятия Алафузовых. Сооружение было временным — в дни половодья, когда Казанка выходила из своих берегов, мост разбирали, а затем возводили вновь. Горбатый мост начали строить в начале 20-х годов, но первое его основание развалилось уже через восемь лет. К концу 1929 года он был закончен, но в самый разгар строительства на левобережной эстакаде появились сквозные трещины по пролетам, лопнули железобетонные стойки и конструкции рухнули вниз. Окончательно мост достроили в 1930 году, и он сразу же получил большую популярность. Однако в 1937 году стал приходить в негодность, и трамвайные линии на нем пришлось убрать. Целых 13 лет мост просуществовал как пешеходный, но в 1960-е годы его признали аварийным и закрыли для проезда транспорта Во время возрождения Адмиралтейской слободы должна решиться и судьба Горбатого моста: в июле прошлого года во время осмотра исторических объектов на этой территории президент республики Рустам Минниханов поручил рассмотреть несколько вариантов развития зеленой зоны — отремонтировать мост и вновь открыть по нему пешеходное движение или демонтировать с целью создания полноценной набережной. Параллельно планируется возродить старое русло Казанки, провести работы по благоустройству прилегающей территории и открыть здесь парк. Тогда же местным минтрансом был произведен расчет необходимых затрат для определения технического состояния несущих конструкций моста. Стоимость обследования оценили в 585 млн рублей, но эти деньги так и не были выделены. Без проектных работ внешне невозможно определить, стоит ли восстанавливать сооружение или его лучше демонтировать, объясняет первый заместитель главы администрации Кировского и Московского районов Петр Королев. По его словам, по замыслу реабилитации Адмиралтейской слободы вход в парк будет со стороны улицы Гладилова и Иовлева, поэтому потребность и актуальность этого моста пропадет. «Без моста можно обойтись, если он не рассчитан под автотранспорт, — считает  собеседник. — Можно прогуляться вдоль русла и обойти этот мост, если бы он был правее, ближе к центру русла, то в нем была бы необходимость. Но пока все упирается в финансы».  Городские власти озабочены другими проблемами по возрождению Адмиралтейской слободы: в первую очередь предстоит очистить сам водоем, за которым последует строительство очистных сооружений, чтобы в русло не попадали грязные сточные воды. Затем предстоит следующий немаловажный этап развития этой территории — разработка концепции музейного комплекса, а затем благоустройство территории вокруг русла реки и парковой зоны – во время этих работ будет решена судьба Горбатого моста, рассказывает Королев. Читайте также: Берег Адмиралтейского пруда в Кировском районе Казани очистят от мусора за 1 млн рублей «Надо развивать этот участок для туристов: рядом находится [Зилантов] монастырь, открывается прекрасный вид на Казанский кремль, — рассуждает собеседник. — Но в реестр памятников мост не внесен, здесь не было  легендарных эпохальных событий. В историческом плане он никакой ценности не представляет. Сам мост не стоит восстанавливать, а восстанавливать нужно инфраструктуру вокруг него». Не видит смысла восстанавливать мост для транспортного движения и заведующий кафедрой градостроительства и планировки сельских населенных мест Казанского государственного архитектурно-строительного университета Александр Дембич. Тем более по проекту возрождения Адмиралтейской слободы неподалеку должен появиться другой мост — на улице Энгельса. По мнению собеседника, если задумываться над сохранением Горбатого моста, то делать его стоит только пешеходным. Кроме того, ранее по одному из вариантов восстановления этой территории сооружение предполагалось сделать с крышей — накрыть железобетонную конструкцию длиной 65 метров стеклянным куполом и открыть внутри рестораны со смотровой площадкой с живописным видом на город. Но для этого необходима заинтересованность частных инвесторов, которые взялись бы за дорогостоящий проект. «Кризис способствует и сохранению объектов — денег нет, их никто не трогает, — говорит архитектор. — Пока неизвестно, какая судьба его ждет, но для начала его нужно как следует исследовать».      Источник: https://kazanfirst.ru/feed/69515
 
Поделиться ссылкой:

Комментарии от незарегистрированных читателей закрыты. Хотите оставить сообщение — регистрируйтесь.

Онлайн игры

Отправка СМС

Почта @buada.ru

Регистрация & Панель управления

Котировки

Дата:
 
28.04.24
 
03.05.24
 
1 USD91.779192.0538
1 EUR98.027098.6447
1 GBP114.6229114.9936
KZT
CNY
1 AUD60.014460.2124

Погода в Буинске

02.05.2024 (вечер)
4..6 °C
749..751 мм. р. с.
55..57зап 0..2 м/с
03.05.2024 (ночь)
2..4 °C
747..749 мм. р. с.
71..73зап 1..3 м/с