Национальные историки рассказали о многочисленных альтернативах при создании Татарстана в начале 20 века
Ильнур Ярхамов — Казань История возникновения Республики Татарстан в начале 20 века имела множество альтернатив. Все они различным образом были переплетены с единением татарского и башкирского народов. Однако совместные проекты по созданию татаро-башкирского региона провалились. Об этом вчера рассказали на лекциях проекта «Акыл фабрикасы» (в переводе с татарского «фабрика знания/мудрости») ученые-историки в музее Истории государственности татар. Попытка разобраться в таких альтернативах Татарстану, как штат «Идель-Урал», Татаро-башкирская советская республика, на первый взгляд, требовала от слушателя небольшой сноровки, начитанности и эрудированности. Однако выступления лекторов длились всего полчаса, не были перегружены кучей исторических имён и фамилий с датами. А подаваемые материалы дополняли друг друга и нисколько не утомляли. Лекторы то и дело переходили с татарского на русский и обратно. У собравшейся публики проблем с языком не было, все прекрасно друг друга понимали. Проект «Акыл фабрикасы» организован Всемирным форумом татарской молодёжи, структура в составе Всемирного конгресса татар. Формат проекта — интересные лекции об истории и культуре татаркого народа. Вчерашнее собрание было второй публичной встречей. На первой обсуждались общие вопросы истории татар, но с туристической стороны. Вчера были заявлены три лектора: директор истории имени Шигабутдина Марджани Академии наук РТ Рафаэль Хакимов, ассистент кафедры татароведения и тюркологии КФУ Ильдар Шафиков и зампредседателя ВФТМ и кандидат исторических наук Айрат Файзрахманов Общий вывод, к которому удалось прийти всем трём учёным, — татарская нация одна из самых молодых, а татарской государственности и идентичности чуть более 100 лет. Между ТАССР и штатом «Идель Урал» Хакимов начал свою речь с давнего своего тезиса, что татары — это народ с ментальностью государственников. По его словам, на протяжении всей своей истории предки татар создавали свои государства. Он перечислил Волжскую Булгарию и Золотую Орду, которые прочно сидят в сознании татар. Татарский народ, считает лектор, стал нацией в конце XIX-начале XX веков. Тогда татары обзавелись своей литературной и общественной интеллигенцией, национальным образованием, журналами и газетами и политическими партиями. Политические партии татар на рубеже веков сразу же сформировали запрос на государственность. Тогда татарам было очень трудно определить границы своих территорий. «Если грубо говорить, то нынешняя территория России и есть территория, на которой татары всегда жили, формировались и развились», — рассказывал Хакимов. Тогда среди татарской элиты возникли идеи о создании штата «Идель-Урал», куда входили бы нынешний Татарстан, Башкортостан и Оренбургская область. Эту идею не поддержали татары-большевики. Более 100 лет назад полемика развязалась между Садри Максуди с Гаязом Исхаки с одной стороны и Мирсаидом Султангалиевым и Муллануром Вахитовым с другой. Первые два отстаивали идею штата: Садри на общественно-политическом поприще, а Исхаки — на литературно-публицистическом. Султангалиев и Вахитов были близки к социализму, правда, первый был большевиком, а второй — нет. Оба хотели создать Татаро-башкирскую советскую республику.   В целом, спор между ними разгорелся больше из-за содержания государственного образования: капитализм или социализм. Границы и территории их проектов совпадали, говорил Хакимов. Но их планам помешал сбыться лидер башкирского национального движения Заки Валиди, он призвал башкир объединиться в отдельную от татар автономию. Хакимов поясняет, что к разобщению татар и башкир приложили руку большевики из Москвы, тем более напряжение между народами всегда можно было легко создать. Большевики же просто боялись объединения двух народов, двух сильнейших в плане промышленности регионов в центре России. «У нас различий с башкирами найти сложно, но происхождение у нас разное. Для меня понятно, что башкиры — это отатарившиеся угры», — считает лектор. По его словам, нынешний башкирский язык — один из редких говоров татарского языка. Между «турецкой», «татарской», «булгарской» и «мусульманской» идентичностями Шафиков рассказал, что татары как народ к концу XIX века подошли с тремя разными национальными идентичностями. Во-первых, была прослойка мусульманских улемов, которая первоначально связывала себя с народом Волжской Булгарии более 1000 назад. «Золотоордынская татарская» идентичность народу представилась более выигрышной, потому что связывала  казанских татар с касимовскими, крымскими, сибирскими, ногайцами и т. д. Отцом «татарской идентичности» Шафиков назвал мухтасиба Казани и шейха Накшбандийского тариката Шагибутдина Марджани. До Марджани вместе существовала «мусульманская» идентичность. Народ себя определял как «халык», то есть простой люд, миряне (в противовес религиозным ученым улемам). Ни о каких булгарских или татарских идентичностях «халык» «в своих деревнях» и подумать не мог, считает Шафиков. «Протурецкая» идентичность была на рубеже 19–20 веков у джадидистов. Лектор сообщает, что во всех сохранившихся изображениях и фотографиях джадидисты всегда носили на голове феску — национальный турецкий головной убор (тот же Максуди, например). Разные идентичности тогда разделял практически разный язык. Улемы говорили на старо-татарском языке — смесь арабского, персидского и тюрки. «Халык, “мужиклар” же говорили на практически современном татарском языке», — говорил Шафиков. Джадидисты же говорили на языке газеты «Тарджеман» — язык, наполненный тюркскими поволжско-крымскими конструкциями. От него сегодня произошёл современный турецкий язык, отмечал Шафиков. Из рядов джадидстов и появились татары-большевики и революционеры. Лектор также отметил, что татары сыграли большую роль и в создании современного башкирского языка. Руку к этому приложил «филолог-татарин Закир Аюханов». Между культурной и территориальной автономиями По словам Файзрахманова, татары были одним из самых последних народов в разваливающейся Российской империи, кто задумался о создании своей территориально-национальной автономии. Более-менее татары созрели к концу 1917 года, когда, собственно, и начали в обществе витать идеи о штате «Идель-Урал». В 1917 году, когда Февральская революция уже отгремела, украинцы, латыши, литовцы, финны и другие народы уже озаботились созданием своих национальных республик. Татары даже и не думали как-то выходить из состава страны. Национальная элита взяла на себя ответственность за все мусульманские народы империи. Поэтому она создала в Госдуме мусульманскую фракцию депутатов. Национальная элита считала, что татарам будет достаточно и национально-культурной автономии, что суть не в выходе из состава империи или в территории. В 1917 году начали формироваться органы власти национально-культурной автономии в области образования и религии. Возможно, татары так бы и оставались удовлетворёнными национально-культурной автономией, но к концу 1917 года территориальной автономией обзавелись уже туркестанцы и южные башкиры (территория юга Башкортостана и севера Оренбургской области). Поэтому было принято решение перейти к территориальной автономии в виде штата «Идель-Урал», рассказывает Файзрахманов. Он отмечает, что тогда сами башкиры разделились. Те, кто севернее, готовы были войти в состав «Идель-Урала», южные же хотели сохранить свою автономию, но только не быть вместе с татарами в одном регионе — проект «Малой Башкирии».  1 марта 1918 года было объявлено об учреждении «Идель-Урала», но за считанные дни Учредительное собрание было разогнано большевиками. Создатели были оттеснены к Булаку, где создали Забулачную республику, которая просуществовала около двух недель. Но молодую республику разогнали матросы и большевики под предводительством Султангалиева и Вахитова. Они оба продолжили путь к объединению татар и башкир. В апреле 1918 года народный коммисар по делам национальностей Иосиф Сталин и Вахитов подписали постановление о создании Татаро-башкирской советской республики. Однако в ноябре 1919 года проект был свёрнут. В марте 1920 года Татарстан благодаря такому политическому деятелю, как  Галимджан Шарафов, получил современные географические границы. Решение о присоединении территории к Татарстану принимались из принципа, если татары были представлены на ней более 50% (спорными  остались только территории нынешней западной Башкирии). Султангалиев продолжал руководить новой республикой. Но когда в 1922 году окончательно сложился Советский Союз, он поднял вопрос, что Татарстан также должен стать союзной республикой. Этим он попал в немилость большевиской власти и был арестован в 1923 году, затем еще несколько раз повторно арестован, а в 1940 году расстрелян.   Источник: https://kazanfirst.ru/feed/70522
 
Поделиться ссылкой:

Комментарии от незарегистрированных читателей закрыты. Хотите оставить сообщение — регистрируйтесь.

Онлайн игры

Отправка СМС

Почта @buada.ru

Регистрация & Панель управления

Котировки

Дата:
 
04.05.24
 
07.05.24
 
1 USD91.691891.3124
1 EUR98.560298.4730
1 GBP114.4772114.0035
KZT
CNY
1 AUD60.324060.3849

Погода в Буинске

06.05.2024 (вечер)
3..5 °C
750..752 мм. р. с.
63..65ю-з -1..1 м/с
07.05.2024 (ночь)
0..2 °C
751..753 мм. р. с.
81..83ю-в 0..2 м/с