Уходим с рынка: что делать туристам и турбизнесу? (ВИДЕО) |
Туристический рынок Татарстана ждет глобальная «чистка» — Туристический рынок страны лихорадит. Меньше чем за месяц, в самый разгар сезона, о приостановке деятельности объявили шесть туроператоров. Возбуждено пять уголовных дел. Эксперты уверены, компенсации страховщиков обанкротившихся туроператоров вряд ли устроят обманутых потребителей. Последние пойдут в суд с исками, в том числе, к турагентам. Редакцию портала TatCenter.ru посетил президент Ассоциации туристских агентств Республики Татарстан Рамиль Мифтахов и рассказал, почему «чистка» пойдет рынку на пользу, чего стоит опасаться малому бизнесу, а также на что следует обратить внимание потребителю, приобретающему путевку. Паники нет, есть непонимание - Рамиль Зуфарович, как негативные изменения, происходящие в туриндустрии, отражаются на туристах и бизнесе? — Все, что сегодня происходит на рынке, отражается на туристическом бизнесе Татарстана, и достаточно серьезно. Прежде всего, на доходах малого и среднего бизнеса. Фактически, - Можно ли говорить о том, что среди турагентств существует паника? — Паники нет, есть непонимание, что делать дальше. Компаниям, которые работают в белую — платят налоги, правильно осуществляют проплаты за туры, в данном случае я имею в виду взаимоотношения между юрлицами (агент — оператор,— ред.), бояться нечего. Весь этот негатив 100% выльется на агентства, работающие вчерную. Таких агентств большинство, и им стоит опасаться того, что происходит на рынке. - Почему? — Потому что при подаче претензии,— а так как тур не случился, люди идут в страховую компанию,— большинству таких туристов страховая компания откажет в выплате компенсации. Что им останется делать? Только идти в суд, который встанет на сторону туристов. - Вы имеете в виду, что обманутые люди пойдут в суд с исками именно на турагентства? — Безусловно. Рынок ждет «чистка» - Как Вы считаете, сколько недобросовестных компаний покинут рынок? — Если судебные издержки будут в районе - Рынок ждет глобальная «чистка»? — Да. И это хорошо. Недобросовестные компании «ломают» рынок. Демпингом, некачественным обслуживанием туристов… Все это приводит к негативному отношению к туристическому бизнесу со стороны потребителей. - Что делать добросовестным агентствам? — Продолжать работать дальше. Закон полностью на их стороне. Туристам тех компаний, которые работают в белую, страховая компания выплатит компенсации. Трудно говорить о суммах, но выплаты будут. Если же туристы, неудовлетворенные суммой компенсации, пойдут в суд, то этого опасаться не стоит. Есть решение коллегии Верховного суда РФ, где четко сказано, что в подобных спорах между турагентствами и клиентами приоритетным законом является отраслевой. В данном случае, закон о туризме, а не закон о защите прав потребителей. Я бы рекомендовал компаниям, которые работают в белую, вернуть все вознаграждение туроператору, чтобы он хоть «Люди будут бояться бронировать туры» - Как вести себя бизнесу в дальнейшем? Возможно, стоит пересмотреть — Спрос рождает предложение. Люди будут бояться бронировать туры заранее и будут тянуть с оплатой путевки до последнего. К этому надо быть готовыми. Не могу рекомендовать уйти - Могут ли другие туроператоры объявить о приостановке деятельности в ближайшей перспективе? — На сегодняшний день есть опасения, что с рынка, так сказать, «под шумок» уйдут туроператоры третьего, четвертого эшелона. Маленькие, нишевые компании, которые захотят уйти с рынка |