Как помочь первокласснику адаптироваться в школе |
Подходит к концу первая учебная неделя. «События» решили собрать полезные советы, которые помогут родителям и ребенку скорее привыкнуть к школьному ритму жизни. - Адаптация — это нормально,— считает первый класс практически сразу из дома. Но в любом случае не стоит отягощать переход к школьной жизни еще и секцией или кружком. Лучше отложить получение дополнительных навыков на второй год обучения или хотя бы на второе полугодие первого. Признаки успешной адаптации: Ребенок с удовольствием ходит в школу. Интересно рассказывает об уроках, об одноклассниках, об учителях. Охотно делает домашнее задание, задает вопросы, если что непонятно. Признаки того, что у ребенка проблемы: Не хочет идти в школу. Причем иногда не может объяснить, почему. В поведении появляются регрессивные признаки. Например, ребенок начинает сосать палец, или появляется энурез. То есть подсознательно он возвращается в возраст 3 — 4 лет, потому что не хочет взрослеть, не хочет быть школьником. Появляются трудности в обучении. Решение: Пытаемся «разгадать» причину, задавая вопросы о школе. Или сами идем в школу и выясняем, как ребенок ведет себя там. 5 основных моделей поведения, которые должны насторожить родителей: № 1 «Непоседа»: Во время урока ребенок постоянно просится выйти или вскакивает с места, роняет вещи с парты, возится. Причина проста: раньше ребенок много гулял, много двигался, а урок — 40 минут, в течение которых он должен сидеть за партой практически неподвижно. Конечно, учителя делают Что делать? Увеличить количество прогулок на свежем воздухе после школы. Больше играть с детьми в подвижные игры. Почаще устраивать культпоходы — в зоопарк, в цирк, в парк аттракционов. Поиграть с ребенком в игру, где он бы взял на себя роль учителя, и обыграть ситуацию, когда куклы и мишки, которые будут учениками, прыгают, скачут и болтают. Сочинить вместе с ребенком сказку про непоседу, который № 2 «Звезда» Чаше всего возникает у так называемых домашних детей, которые привыкли быть в центре событий. Чтобы привлечь внимание учителя, у которого 25 таких же «звезд», такой ребенок начинает шалить, смешить, выкрикивать с места, затевать ссоры и потасовки с одноклассниками. Что делать? Увеличить дозу родительского внимания: поменьше сидеть перед телевизором или компьютером, а чаще разговаривать с ребенком, проявлять интерес к его затеям, Учителям в таких случаях следует тоже не бояться чуточку выделять ребенка. Например, давать ему «важные» и «ответственные» поручения — открыть ключом дверь класса, раздать тетрадки и так далее. Необходимо дать ребенку возможность почувствовать свою «нужность». № 3 «Молчун» Чаще всего это тоже «Звезда», но с обратной реакцией на ситуацию. Вместо того чтобы всеми правдами и неправдами привлекать к себе внимание, такой ребенок замыкается: стесняется поднимать руку, даже если выучил все уроки, стесняется играть с другими детьми. Вдруг его не оценят? Вдруг он проиграет? Что делать? Всё то же самое, что и со «Звездой». Но иногда родители придумывают и свои решения проблемы. Папа одного первоклассника придумал игру в продавца: дескать, твои знания — это продукт, который ты должен продать. Чем чаще выходишь к доске, тем больше продаешь. Чем больше продашь, тем больше заработаешь. И хотя оценок в первом классе не ставят, учителя всё равно стараются придумать поощрения: звездочки, наклейки или даже просто похвала. - А вот давать детям реальные деньги за хорошие оценки я бы не советовала,— говорит психолог.— № 4 «Одиночка» Первый признак такого поведения: ребенок дома рассказывает об учителях, о школе, о столовой — в общем, о чем угодно, только не об одноклассниках. Или критикует всех. Что делать? Позадавать ребенку вопросы о его одноклассниках. С кем сидишь за партой? Кто из ребят чем увлекается? Как правило, первоклассники еще приносят в школу В конце концов, папа может взять мяч и прийти на ту же школьную спортплощадку или во двор, чтобы сыграть против «команды», которую соберет сын или дочь. Известно, что ничто так не сплачивает коллектив, как совместная борьба «против» № 5 «Маша-растеряша» Ребенок всё теряет — ручки, книжки, тетрадки, шапки, варежки. Забывает вторую обувь, спортивную форму и так далее. Как правило, такая проблема возникает у детей, которых родители слишком опекали, контролировали и не давали им шанса проявить самостоятельность. Что делать? Лучше поздно, чем никогда! Нужно набраться терпения и начинать прививать ребенку навыки самоорганизации. Иначе он никогда не станет успешным. Сегодня дать ребенку время самому одеться, а завтра — самому собрать ранец. Пусть он будет слишком долго возиться и застегнется не на ту пуговку — не важно. Похвалите его в любом случае. Можно - Конечно, это далеко не все проблемы адаптации, с которыми сталкиваются первоклассники и их родители в школе,— подчеркивает Марина Садыкова.— Да и советы, которые я перечислила — не панацея. Все дети разные. Но что категорически нельзя делать ни при каких проблемах, так это наказывать первоклассника, ругать и говорить ему «ты должен». Источник: |