Дмитрий Бикчентаев: «Если в Казани сделают так же, как в Москве, где с Арбата изгнали всех музыкантов, я прокляну этот город и уеду из него»
Беседовала Кристина Иванова Наша беседа проходит урывками (между выступлениями) в кулуарах «Уникса», где 20 марта состоялся юбилейный концерт гитариста и композитора, известного автора-исполнителя Виталия Харисова. Дмитрий Бикчентаев именует этого музыканта не иначе как великий татарский композитор — они дружат же 40 лет. Самого Бикчентаева на концерте публике представляют как человека мира: большую часть времени исполнитель гастролирует. В его домашней коллекции более ста музыкальных инструментов со всего мира, и он умеет играть практически на всех. Но к гитаре испытывает особые чувства. В интервью KazanFirst Бикчентаев рассказывает, выживет ли авторская песня, почему за рубежом барды популярнее, чем в России и как он принял решение учить музыке слепых детей. ________________________________________________________ Российский композитор, автор-исполнитель Дмитрий Бикчентаев родился 29 апреля 1959 года в Казани. Окончил Казанское музыкальное училище, там же преподавал гитару. Играет на 6-струнной гитаре, а также на всех струнных и клавишных инструментах. В настоящее время концертирует, пишет музыку для театра и кино. С 1997 года — член жюри Грушинского фестиваля и многих других ________________________________________________________ — Концерт посвящен 55-летию Харисова. В чем особенность его творчества и почему, на ваш взгляд, он недооценен как композитор-песенник в масштабе России?  — Ну, он не Игорь Крутой и не имеет выхода на телевизионные и прочие масс-медийные ресурсы. А так, в нашем цеху его знают прекрасно. Знают его творчество, знают его как композитора, знают его вкус с совершенно великолепным выбором стихов и великолепными гармоническими и мелодическими экзерсисами, которые он делает как на поэзию как Серебряного века, так и современных поэтов. Мне нравятся и его крупные формы — сонаты, гитарные произведения, которые известны уже за пределами Татарстана. Его играют во всем мире. — Сколько лет вашей дружбе? — Когда мы познакомились, я учился на втором курсе музыкального училища, а он на первом. Это был 1977 год. То есть получается — 40 лет. — Вы считаете Харисова великим? — Когда-то, когда нам было по 17–18 лет, я ему прилепил звание «великий татарский композитор». И с этим званием он в нашей компании живет. — В свое время 100-тысячным тиражом вышел ваш совместный самоучитель «Гитара для всех». Почему не было переизданий, допизданий столь востребованного сборника? — Не было людей, которые заинтересовались этим как бизнес-проектом. Если такие люди появятся, мы готовы перелопатить материал заново, включить туда новый звуковой материал, который поменялся с начала 90-х годов и издать еще разочек. — Харисов не любит определение «бардовская» песня, отдавая предпочтение термину «авторская». Вне зависимости от названия, с вами, вашими современниками, этот жанр умрет? — Думаю, останется. Еще чуть-чуть поживет. Мне тоже определение «бардовская» песня бьет по уху. На самом деле, это песня литературная или поэтическая. Потому что превыше всего в этой песне стоит не музыка, а слог. Слог, как правило, русский. — Почему поживет чуть-чуть? Люди уже не хотят вдумываться в смысл, когда слушают песни? — Потому что людям в мозги вбивают несколько не ту информацию, которую бы хотелось. Люди, которые считают, что пишут музыку, но самом деле, пишут не музыку, а то, что музыкой назвать нельзя. Это мелодия на 3–5 нотах с примитивными гармоническими ходами, примитивной ритмической структурой. Этим занимаются люди, которые не понимают, что такое музыка. Музыке надо учиться, как любой другой науке — так же как живописи, танцу. Не все, что танцуется на свадьбе, является танцем. Не все, что поется в ресторане, является песней. — От чего это идет изначально? — От интеллигентности людей. От того, что они хотят слышать. Еще очень важно то, как к этому относятся правящие мира сего. Я не люблю Иосифа Виссарионовича Сталина. Но он очень любил театр, искусство. Поэтому деятели искусства жили очень достойно. Звание «заслуженный артист» поднимало человека над землей, звание «народный артист» обеспечивало его синекурой до конца жизни, еще оставалось его детям и внукам. В наши времена эти звания можно купить, обменять на какие-то услуги. И получить их, к сожалению, могут не всегда достойные этих званий. Еще один фактор — руководители нашей прачечной, в которой мы вращаемся, не интересуются этим видом искусства и культуры. Это им не интересно. Потому что это не блестит, не ярко, в это не вбуханные многомиллионные средства. Это просто искусство интеллигентных людей. — Вы сказали, что авторская песня проживет еще чуть-чуть. А сколько? Вы чувствуете какое-то вливание свежей крови?  — Да, свежая кровь есть. Буквально на днях в Казани закончился фестиваль «Песня, гитара и я». Лауреатские звания получены заслуженно. Есть симпатичные авторы, очень хорошие поэты, очень интеллигентные исполнители. Будем еще жить! — Пока что не произойдет? Что должно случиться, чтобы авторская песня стала никому не нужна? — Ну, например, если введут закон о запрете авторской песни без разрешения. Приравняют ее к митингу, пение песен на улице — к одиночному не разрешенному пикету. У меня недавно была встреча с главой городского комитета культуры [Азатом Абзаловым. Дай Бог ему здоровья на этом тяжелом посту. И я сказал, что если в Казани сделают так же, как в Москве на Арбате, где изгнали всех музыкантов, а кто попытался петь — завели дела, отобрали инструменты и назначили штрафы, я прокляну этот город и уеду из него. Пока я все еще живу здесь, хотя работаю уже не здесь. — А где больше работаете? — Недавно вернулся из Ямайки. Скоро уеду на гастроли в Грузию, Австралию, Новую Зеландию. Дальше уже не помню — надо посмотреть по графику. — Там такая большая русскоговорящая диаспора? — Она просто огромная. Такая, о которой простые люди даже и не подозревают. Нью-Йоркгород-монстр. Но большой Нью-Йорк, как именуют город плюс 50-мильную зону, включает в себя 600 000 человек русскоговорящего населения. А есть еще Чикаго, Бостон, Сан-Франциско, Лос-Анджелес, Сиэтл — американские города, где очень здорово давать концерты. Там есть наши люди, и они знают цену русскому слову. Они выехали с этой культурой и культивируют ее там, где это можно и разрешено. — То есть можно сказать, что за рубежом авторская песня более востребована, чем в России? — Только в США ежегодно проводится около 40 фестивалей русской авторской песни. — Для них это глоток чего-то родного? — Это глоток их культуры, правильного литературного родного языка. А не того, что сейчас крутят по радио: «Ты целуй меня везде, я ведь взрослая уже». Люди, которые увезли отсюда лучшие строчки Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Юрия Визбора, Александра Городницкого, живут с этой культурой там. К ним очень часто приезжают барды. И можно практически еженедельно, по крайней мере, в Нью-Йорке, ходить на концерт бардовской песни. — Если возвращаться к вам. Можно сказать, что вы живете в Казани, но бываете здесь очень редко, по особым случаям? — Я бываю здесь. У меня здесь есть свои проекты. — Один из них, насколько я знаю, связан с обучением игре на гитаре слепых и слабовидящих детей. Вы продолжаете проект или в связи с гастрольным графиком отошли от дел?  — Я продолжаю проект, правда, не столь активно. Сейчас я скорее занимаюсь патронажем тех, кого уже обучил игре на гитаре. Через меня прошло порядка 30 таких детей из Казани и Лаишевского интерната. В основном сейчас я занимаюсь проектом «НеЗаМи». Он должен доказать, что инвалиды тоже что-то могут и должны сделать. ________________________________________________________ Ансамбль «НеЗаМи» появился в начале 2013 года. Состав коллектива под руководством Бикчентаева — это Володя Ненастин, Диляра Залялиева, Булат Минуллин (первые две буквы фамилий которых образовали название коллектива — прим. ред.) и присоединившийся к ним Вадим Чагин — талантливые ребята, которые научились играть, не видя нот и инструментов. Все музыканты ансамбля — инвалиды по зрению (тотальная слепота). Группа становилась лауреатом фестивалей «Песня, гитара и я», «Песня Булата», Грушинский, «Филантроп», «Музыка сердец». «НеЗаМи» выпустили два альбома в 2014 и 2016 году. Участники коллектива продолжают осваивать один инструмент за другим  ________________________________________________________ https://kazanfirst.ru/wp-content/uploads/2017/03/ВАЛААМ-Евгений-Клячкин-НеЗаМи-и-Дмитрий-Бикчентаев.mp4 Интересно, что на недавно завершившемся фестивале «Песня, гитара и я» появился коллектив «Новая песня». Я познакомился с Наташей Барсковой. Впервые в истории Татарстана девушка-инвалид, несмотря на тотальную слепоту, окончила Казанскую консерваторию с отличием по теории музыки. Надо что-то делать, потому что инвалиды не могут трудоустроиться. Хотя они многое могут и хотят. Нужно социализировать инвалидов — это как раз одна из тем, которой я занимаюсь, находясь в Казани. — Как вы пришли к тому, что необходимо уделять свое время занятиям с детьми-инвалидами? — У меня было очень плохое зрение: минус 19. Я был почти слепым, но пять операций — и правый глаз видит. Нельзя же все только брать у жизни, надо и отдавать. Это потом возвращается. Я провожу фестиваль, который называется «Арт-Ковчег», ибо каждой твари — по паре. Поводырь должен быть не только для того, чтобы перевести через дорогу, но и чтобы провести по жизни. Мои друзья-музыканты, творческие личности помогают мне в этом деле. Во время этого фестиваля проводятся различные мероприятия, связанные с литературой, искусством, музыкой, психологией. Три года существует «Арт-Ковчег», и каждый год я говорю, что это, наверное, в последний раз. Но как только наступает лето, я говорю, что надо возвращаться к фестивалю и продолжать это дело. ________________________________________________________ «Арт-Ковчег» — открытый инклюзивный фестиваль творчества детей и молодежи, в том числе, с ограниченными возможностями здоровья. Впервые он прошел в Казани в 2014 году. За это время из названия фестиваля ушло слово «благотворительный», вместо него появилось «инклюзивный». Автор идеи и организатор фестиваля — Дмитрий Бикчентаев ________________________________________________________ — В этом году будет продолжение? — Обычно фестиваль проводится осенью и привязывается к гастрольному графику, по которому я живу. Но так как я буду в Австралии и Новой Зеландии, то, наверное, в октябре проведем фестиваль.
Источник: https://kazanfirst.ru/article/377357
 
Поделиться ссылкой:

Комментарии от незарегистрированных читателей закрыты. Хотите оставить сообщение — регистрируйтесь.

Онлайн игры

Отправка СМС

Почта @buada.ru

Регистрация & Панель управления

Котировки

Дата:
 
24.04.24
 
25.04.24
 
1 USD93.291892.5058
1 EUR99.560998.9118
1 GBP115.0381115.0125
KZT
CNY
1 AUD60.219960.3045

Погода в Буинске

25.04.2024 (ночь)
5..7 °C
757..759 мм. р. с.
62..64ю-з -1..1 м/с
25.04.2024 (утро)
14..16 °C
758..760 мм. р. с.
39..41ю-в 2..4 м/с