Казань простилась татарским ученым-архитектором, профессором КГАСУ, научно обосновавшим существование «татарской архитектуры». Ильнур Ярхамов — Казань Татарская, строительно-архитектурная и преподавательско-гуманитарная интеллигенция простилась в стенах КГАСУ с профессором, заслуженным деятелем науки Татарстана и исследователем национальной татарской архитектуры Ниязом Халитовым. Пришли более 50 человек, среди них были жена архитектора Наиля Альменова-Халитова, сын Райхан Халитов и мать Нияза Халитова — советская журналистка Зумарра Халитова. Напомним, о смерти архитектора-ученого стало известно 8 августа, он скончался на 68-м году жизни от быстро прогрессирующего онкологического заболевания. Болезнь была обнаружена месяц назад. Нияз Халитов автор 13 книг и более трёх сотен статей, посвященных архитектуре, национальным и религиозным мотивам. Друзья и коллеги, которые попрощались с ним сегодня просили у Халита (это псевдоним архитектора) прощения. Кто за недостаточное внимание к его идеям, к нему самому, кто за продолжительные споры и несогласие с его позицией. Один из друзей рассказал на панихиде, кто ученый обладал качеством «тёплых продолжительных телефонных разговоров». Студенты-историки, археологи, архитекторы и искусствоведы, изучающие татарстанскую культуру и историю, так или иначе держали в руках книги Нияза Халита. Одна из них — «Архитектура мечетей Казани». Кстати, местные историки знают, какую решающую роль сыграл Халит во время строительства мечети Кул Шариф — главной визуальной доминанты нашего Казанского Кремля, без которой сегодня ни один турист и местный житель не представит столицу Татарстана. С середины 90-ых годов, когда шло проектирование мечети, курировал процесс по поручению первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева как раз Нияз Халит. Тогда он был брошен на непростой фронт работы. Строительство Кул Шариф уже началось, и параллельно было решено включить сам Казанский Кремль в список ЮНЕСКО. Как известно, эмиссары и инспектора международной организации всегда негативно относились и продолжают относиться к «новоделам» на территориях культурных памятников. Поэтому Ниязу Халиту пришлось концептуально отстаивать право расположения мечети там, где он сейчас находится, и сохранить процедуру включения Казанского Кремля в список всемирно наследия. На траурной панихиде об этом, пока ещё не совсем оценённом современниками подвиге, рассказал проректор по научной работе Казанского государственного культуры и искусств, вице-президент Российского Комитета Международного Совета по охране памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) Рафаэль Валеев. — Не секрет, что в конце 90-х годов мы готовили Казанский Кремль в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Вроде бы уникальная ситуация, на территории Кремля есть три церкви, ни одной мечети не сохранилось. Согласно источникам, было около 3 мечетей, но после 16 века их разрушили. Он был одним из тех, кто смог обосновать возможность строительства мечети Кул Шариф, включить какую-то идею, которую смогли бы понять не только у нас в Татарстане, но и в России, и во всем мире. Идея, которая связана с необходимостью мирного сосуществования христианства, мусульманства, — рассказал Рафаэль Валеев. Искандер Сайфуллин, старший преподаватель КГАСУ — один из архитекторов Кул Шарифа, вспоминает, как работал в 90-ых годах с Ниязом Халитовым над проектом мечети. — Первая команда в своих результатах зашла в тупик. Как мне кажется, им не хватило масштабности, — вспоминает Искандер Сайфуллин. Поэтому собеседник вместе с архитектором Сергеем Шакуровым разработали тот образ мечети, который сегодня могут видеть казанцы и гости столицы. На тот период Нияз Халит был замдиректора музея-заповедника «Казанский Кремль» по научной работе. — Он был в нашей команде аккумулятором идей. Собирал архитектурные объекты и обклеивал стены аудитории, в которой мы трудились над чертежами и эскизами. Он нам делал экспозицию архитектурных аналогов. Всякий раз утром и вечером приходил, давал целевую установку. Он, будучи специалистом, абсолютно точным делал прогнозы по части масштаба, пластики, характера нашего проекта. Внимательно следил, как в масштабе согласуется один минарет с другими минаретами, малый минарет с большим. Нияз Халит определял гармонию объекта, но он не был архитектором-создателем мечети, он скорее был архитектором-исследователем, — говорит Искандер Сайфуллин. — В период прохождения и подготовки Казанского Кремля в список Всемирного культурного наследия, мечеть уже начали строить. С 1998 года стали готовить материалы для ЮНЕСКО. А фундамент мечети пошел в 1996 году. Объем её уже стоял, — говорит главный архитектор Казанского Кремля Рустем Забиров. Ниязу Халиту удалось довести до экспертов ЮНЕСКО, зачем необходима Казанскому Кремлю такая большая мечеть, которая будет явно визуально доминировать. — Главная причина возникновения была в политическом ключе. Из Кремля, например, видно, как на острове на Казанке находится часовня-памятник, сейчас она называется нейтрально как «Павшим при взятии Казани». Но до 20-ых годов 20 века там на пирамиде, на его фронтонах большими буквами было написано “В честь победы над татарами в 1552 году». Это один из таких знаков, которые были забиты как осиновые колья в сердце города. Такой объект не давал покоя татарам, поэтому был необходим объект, который мог бы уравновесить этот архитектурно-символьный дисбаланс, стать своеобразным противовесом. Поэтому без мечети Кул Шариф никак нельзя было обойтись, — вспоминает Рустем Забиров. По словам ректора КГАСУ Рашита Низамова, за три дня до смерти Нияз Халит хотел провести собрание-конференцию, на которой передал бы ученикам и коллегам свое интеллектуальное и фото-наследие. К слову, он известен уникальными фотографиями Старо-Татарской слободы, дома и улицы которой сегодня для Казани уже утрачены. Однако собранию состоятся не удалось. Низамов заверил, что обратиться к семье архитектора с предложением издать специальный сборник трудов, воспоминаний и публикаций Нияза Халита. Его незаконченным трудом осталась энциклопедия татарских архитектурных форм и стилей. Похоронен Нияз Халит на кладбище Киндери. Читайте также: «Хания Фархи незадолго до смерти перенесла инсульт, но никому не показывала боль» Источник:
Поделиться ссылкой:
Комментарии от незарегистрированных читателей закрыты. Хотите оставить сообщение — регистрируйтесь.