Эксперты KazanFirst рассуждают, какие шаги должны предпринять кредитные организации республики, чтобы устоять перед натиском анонимных рассылок. Ильнур Ярхамов — Казань Лучший способ борьбы с информационными атаками на банки — это открытость перед СМИ, оперативное реагирование финансовых учреждений, подкреплённое эффективным менеджментом. К такому выводу пришли эксперты, опрошенные KazanFirst, после информационной атаки на «Ак Барс» банк. 16 августа крупнейшая кредитная организация Татарстана стала жертвой фейковых сообщений. Рассылали из с помощью мессенджера. Содержание сводилось к тому, что у банка якобы начались проблемы. Впрочем, слухи быстро опровергли в самом «Ак Барс» банке. Реакция представителей которого была незамедлительной. — Надежность банка подтверждается стабильными финансовыми показателями. По результатам 1-го полугодия 2017 года «Ак Барс» банком получена чистая прибыль в размере 357,6 млн рублей РФ. Нормативы достаточности капитала находятся на комфортном уровне: значение норматива мгновенной ликвидности составляет 217,794%, что более чем в 10 раз выше минимального порога в 15%, а значение норматива текущей ликвидности 445,674% также значительно превышает минимально допустимый порог 50%. Эти значения подтверждают, что банк обладает достаточной устойчивостью для выполнения своих обязательств перед клиентами и партнёрами, — сообщалось официальными представителями банка. К делу также уже готовы подключиться сотрудники МВД Татарстана. KazanFirst стало известно, что менеджмент кредитной организации провел консультации со спецслужбами по факту информационной атаки. По данным редакции, официального заявления в МВД Татарстана пока не поступало. Банк высказал пожелание встретиться лично с министром внутренних дел республики Артемом Хохориным. Вопрос этот сейчас решается. — Ведомство готово всячески помогать и содействовать «Ак Барс» банку в решении этой проблемы. Но пока никаких официальных заявлений от них не поступало, — заявили представители МВД Татарстана. — Банк ведет открытую информационную политику, раскрывая информацию в официальных источниках – на сайте и в социальных сетях, оперативно реагируя на обратную связь от клиентов, — так прокомментировали в пресс-службе «Ак Барс» банк запрос KazanFirst о том, какими методами сейчас финансовая организация борется с фейковой рассылкой. «За информационными атаками на банк могут стоять крупные олигархические структуры» По словам депутата Госсовета и зампредакомитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Марата Галеева, нынешняя информационная атака на финансовое учреждение идёт во всероссийском тренде по монополизации банковского сектора. — У нас в стране очень много монополий, которые стремятся ещё больше усилить монополизацию российского рынка, в том числе и в банковской сфере, — говорит депутат. Он поясняет, что антимонопольное законодательство в России было изначально «слабоватым», «состояние конкуренции никогда не было справедливым», честная конкурентная борьба и вовсе отсутствовала. — В борьбе между компаниями часто использовались административные и инсайдерские вбросы. Здесь преимущество у тех, кто обладает информацией. А это, как правило, крупные структуры, связанные с властью. Поэтому противостоять атакам — это, по сути, противостоять крупным структурам, связанным с властью. Поэтому Россия переживает этап усиления монополизации в экономике. А монополии, как правило, связаны с федеральной властью, — рассуждает эксперт. Собеседник отмечает, что инструментами для борьбы с информационными атаками должны стать открытость кредитной организации. В тоже время введение уголовной ответственности на распространение заведомо ложной информации о финансовом состоянии банка в соцсетях и мессенджерах депутат видит малоэффективным. — Это не лекарство от проблемы. Болезнь гораздо глубже, в состоянии всей российской экономики, в её законодательстве. И нынешнее законодательство в основном защищает монопольные структуры. Хотя это нам преподносится, как усиление влияния государственной экономики. Но мы имеем дело в основном с олигархическими структурами, связанными с властью, нежели чем с настоящей государственной экономикой, — говорит народный избранник. Марат Галеев также призывает не преувеличивать значимость идеи, что проблемы с «Татфондбанком» и весь информационный фон вокруг него — это внешний «наезд» на экономку республики. — Нам в зеркало смотреться тоже нужно чаще. В Татфондбанке было столько много грехов, что, я думаю, не скоро все это будет расхлёбано, — утверждает депутат Госсовета. «За дезинформацию, влекущую экономическую дестабилизацию, нужна уголовная ответственность» — Сегодня информационная атака — это инструмент, которым в эпоху интеризации пользуются все. Если мы хотим защитить свои банки, то Татарстан, конкретные банки должны разработать систему не только информационной защиты, но и противодействие им. Предположу, что атаки будут и в будущем, и в большей мере, чем сейчас, — рассуждает Андрей Большаков, заведующий кафедрой конфликтологии Института социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ. По его словам, когда дезинформация распространяется в соцсетях и мессенджерах, то за ней должна следовать не только административная, но и уголовная ответственность. Правда, собеседник заедается тут же задается вопросом, удастся ли выявить правоохранительным органам тех, кто стоит за атаками, а не просто исполнителей. — Если рушатся экономические структуры, на которые завязана жизнь различных организаций, предприятий, учреждений, физических и юридических лиц, то за это дестабилизацию нужно нести ответственность, — заявляет эксперт. По словам Андрея Большакова, если информационная атака исходит за пределами России, то есть возможность «создать заградительные барьеры». Для этого сгодятся «цензура» и создание «блокирующей системы». Однако если источник атаки находится в пределах России, то подобные меры работать не будут. — Многие аналитики, в том числе экономисты по банковской сфере, говорят, что кризис в Татарстане и атаки на банки делаются для расчистки поля под деятельность больших московских банков, — резюмирует эксперт. «Чтобы банк не рухнул, у него должен быть крепкий базис» — Я очень слабо верю, что устойчивое финансовое учреждение может рухнуть в результате какой-либо информационной атаки, — высказывает мнение Юрий Алаев, советник ректора КФУ. Главный же контраргумент всем информационным атакам у банка только один — крепкое финансовое состояние. — В тоже время надо понимать, что ни один банк в мире не устоит, если одномоментно люди придут и скажут: «Дайте нам наши деньги!». Благодаря деньгам физических и юридических лиц, которые находятся в обороте и в кредитах, банк существует. Но как только люди начинают требовать их обратно — банк будет падать. То есть, здесь все упирается в вопрос критической массы требующих денег. Но создать критическую массу клиентов за половину дня информационной атакой — я в это не верю, — добавляет Алаев. «Единственный способ — работать в штатном режиме и следить за ликвидностью» — С данным видом информационных атак бороться эффективно — невозможно, — уверен учредитель некоммерческой организации «ПравоРоботов», член экспертного совета по Цифровой экономике Госдумы РФ Никита Куликов. По его словам, в случае распространения дезинформации в соцсетях, видеохостингах и в СМИ бороться с информационными атаками можно. Для этого достаточно обращение к владельцам этих сервисов. Если этого обращения будет недостаточно, то идти в суд. — С мессенджерами все гораздо сложнее, поскольку информация в них распространяется стихийно и выявить изначальные источники крайне сложно, но даже если это возможно, механизмы обеспечивающие анонимность пользователей не позволит выявить и привлечь к ответственности конкретных лиц. И даже если они будут установлены, они могут сослаться на то, что сообщение содержит исключительно их личную, субъективную оценку положения кредитной организации, и изначально не было предназначено для неограниченного круга получателей, а было вырвано из контекста персональной переписки, — поясняет Никита Куликов. Противостоять атакам через технические и правовые механизмы практически невозможно. — Единственный верный способ нивелировать последствия таких атак — продолжать работать в штатном режиме и не допускать, например, нехватки ликвидности в отделениях банка, что имело место, и лишь ухудшило ситуацию с другими банками, — говорит Никита Куликов. «Сильнее на недоброжелателей, распространяющих дезинформацию, влияют данные о росте клиенткой базы» — Самый лучший способ противостоять информационным атакам – это качественный клиентский сервис и устойчивое финансовое положение, о котором можно узнать из отчетности банка, — утверждает Наталья Мильчакова, замдиректора аналитического департамента «Альпари». С её слов, не все возможные клиенты банка пользуются соцсетями и мессенджерами. Однако если такие сообщения появляются, то лучший способ для банка им противостоять — это как можно скорее опубликовать на сайте опровержение, желательно, подтвержденное конкретными цифрами из отчетности по МСФО и фактами. — Второй способ противостояние информационным атакам — активность банка в социальных сетях, создание собственных аккаунтов, где можно постоянно быть на связи с клиентами и всеми желающими получить информацию о банке. Можно также повышать индекс цитируемости, чтобы в первых строчках поисковиков выходила информация от самого банка, а не статьи, в которых цитируются недоброжелатели, — советует эксперт. Особенно сильно действует на недоброжелателей информация о росте клиентской базы банка за последний квартал или иной отчетный период, например, полугодие. Чем более стабильный рост клиентской базы и чем длиннее период роста, тем больше доверия вызывает информация банка и, соответственно, возникает больше сомнений в достоверности негативной информации, опубликованной конкурентами. Наталья Мильчакова полагает, что противостоять анонимным атакам с неизвестных IP и поддельных доменов сложно. Местом источника негатива могут быть США, Китай или Каймановые острова. Эксперт допускает вероятность, что также клеветническую информацию может распространять конкурирующий банк. Читайте также: «Агентство по страхованию вкладов — это монстры» Источник:
Поделиться ссылкой:
Комментарии от незарегистрированных читателей закрыты. Хотите оставить сообщение — регистрируйтесь.