Это не увеселительное зрелище: зрители Казани оценили балетный триллер о Билли Миллигане |
Напомним, первая часть «Личностей Миллигана» была показана казанской публике год назад в рамках предыдущего фестиваля #StagePlatforma, который проводится по инициативе премьера балетной труппы театра им. М. Джалиля Олега Ивенко. Он же является автором идеи балета, композитор – Эльмир Низамов, хореограф – петербуржец Олег Габышев. Еще до выхода одноактной версии балета его создатели были атакованы блюстителями общественной морали, которые сегодня прочно обосновались в социальных сетях. Триггером для скандала послужил прототип главного героя балета ˗ реальный персонаж Билли Миллиган, родившийся в США в 1955 году и умерший в 2014-м. В 1970-е годы этот человек был обвинен в ряде преступлений, но в конечном счете оправдан судом в том числе дурными… Причиной подобного рода расстройств личности чаще всего становятся тяжелые психологические травмы, полученные в детстве. Реальный Миллиган провел десять лет в психиатрической клинике и был признан выздоровевшим, а его история легла в основу романа Дэниела Киза «Множественные умы Билли Миллигана» и сериала Netflix «Монстры внутри». И это лишь самые известные из ее художественных интерпретаций. 5 и 6 ноября казанцам тоже представилась возможность поближе познакомиться с «личностями Миллигана». Как водится, разгоревшийся в прошлом году скандальчик в духе «не видел, но осуждаю» только подогрел интерес к проекту. Личности — Конечно, мы отталкивались от биографии конкретного человека, но это история про каждого из нас. Мы тоже очень разные в своих проявлениях. У каждого из нас множество ипостасей: сын, родитель, друг, подчиненный, начальник… И мы по разному себя в них ощущаем. Поиск ответа, кто же ты есть на самом деле — долгий и часто болезненный процесс. Я именно так воспринял эту историю, — поделился с корреспондентом «РТ» композитор Эльмир Низамов. Он также признался, что участие в этом проекте «колоссально» его обогатило в профессиональном плане, потому что современный балет — это новый язык и новые возможности. — Классический балет существует по своим канонам, и ты не можешь выйти за их рамки, а здесь совершенно другие правила игры, причем ты можешь сам их придумывать. В «Миллигане» перед нами стояла задача создать балет, похожий на кино,˗ пояснил Низамов замысел постановщиков. В партитуре балета есть и симфонические фрагменты, и электронная музыка, Если для Эльмира Низамова «Личности Миллигана» — дебют в качестве балетного композитора, то ведущий солист Санкт-Петербургского театра балета Бориса Эйфмана Олег Габышев впервые серьезно заявил о себе как хореограф. В балете много технически сложных элементов и поддержек, которые невольно вызывают в памяти спектакли его учителя – великого российский хореографа. По словам Габышева, Борис Эйфман видел пока видел только первую часть «Миллигана» и одобрил ее с небольшими поправками. «Ждем нового урока от мастера», — сказал Олег Габышев в день показа полной версии. А основную идею балета молодой хореограф формулирует так: «Наш спектакль — это психологический триллер, и никак не увеселительное зрелище. Это напоминание об уязвимости каждого из нас…». Что касается либретто, то в первой части балета мы видим Билли (Олег Ивенко) подростком, живущим в постоянном страхе перед очередными побоями пьяного отчима. Во втором акте действие переносится в клинику для душевнобольных, где в схватку с мистическими сущностями в мозге Миллигана жестко вступают люди в белых халатах. Кстати, сначала балет задумывался как своеобразный бенефис Олега Ивенко, в котором он должен был выйти на сцену в роли не только Билли Миллигана, но и всех его двойников (в спектакле их четыре). Но постепенно балет «обрастал» новыми персонажами и психологическими красками самых разных оттенков. В результате он приобрел звучание спектакля-притчи об одиночестве, кризисе гуманистических ценностей и экзистенциальной потребности человека в любви. В балете открытый финал: внутренние «демоны», Психушка Неизвестно, когда бы Олегу Габышеву и Эльмиру Низамову представился случай поработать в одной команде (в нее также входят сценограф Елисей Шепелев и художник по свету Владимир Коваленко, оба ˗ москвичи), если бы не харизма Олега Ивенко и его почти абсолютная вера в себя и свои проекты. Однажды фортуна ему улыбнулась, явившись в облике британского актера и режиссера Рэйфа Файнса, который утвердил казанского танцовщика на главную роль в своем фильме «Нуреев. Белый ворон». А буквально на днях на экраны выходит фильм новозеландца Джеймса Робертсона «Джойка» — тоже о балете и тоже с участием Олега Ивенко. Это, по меньшей мере, говорит о том, что идея балета, похожего на кино, возникла не на пустом месте. Но вообще «везунчик» Ивенко замахнулся на большее: развернуть довольно консервативную казанскую публику, воспитанную преимущественно на балетной классике, лицом к современной хореографии. Отметим, что балет «Личности Миллигана» появился лишь на пятом году существования фестиваля #Stage Platforma, который является исключительно детищем Олега Ивенко. Время от времени современную хореографию можно увидеть в Казани и на других площадках, но, как правило, это камерные проекты, и без должной поддержки долго они не живут. Поэтому многие усмотрели добрый знак в том, что первый крупный продюсерский проект Ивенко поддержали и театр им. М. Джалиля, и Минкульт РТ. Несмотря на аншлаги, никакой ясности относительно дальнейшей прокатной судьбы «Личностей Миллигана» пока нет. По словам Олега Ивенко, следующий его показ, скорее всего, состоится за пределами Казани и республики. Тем временем социальные сети наводнили благодарные отзывы казанцев — зрителей балета «Личности Миллигана». В том числе они отмечают чувство меры и вкуса авторов при обращении к «деликатной теме». Источник: |