Должны, но не обязаны: когда в магазины Татарстана вернутся упаковки на литр и килограмм

По инициативе Генпрокуратуры России производителям продуктов первой необходимости, которые работают по ГОСТ, запретили использовать нестандартную фасовку, вводя тем самым покупателей в заблуждение.

Корреспондент «РТ» прошлась по магазинам популярных торговых сетей и выяснила, что сейчас «честных» упаковок там практически не встретишь.

ВСЕ МЕНЬШЕ И МЕНЬШЕ

Сегодня, наверное, никто уже и не вспомнит, когда видел в магазинах молоко в литровых бутылках или крупу, расфасованную по 1 килограмму. И если сначала производители не докладывали и не доливали в тару по 20–50 гр/мл продукта, то с каждым годом упаковка становилась все меньше. Вместо килограммовых пачек гречки или риса на прилавках появились упаковки  по 700–800 гр. А пакеты молока уменьшились до 800 мл. В 2019 году дошло до абсурда: яйца начали продавать в упаковках по 9 штук. К 

счастью, «тренд» не прижился и вскоре на прилавки вернулись привычные десятки.

Замысел производителей, конечно, понятен. Таким образом они пытаются скрыть рост цен на свой продукт и удержать покупателей. Однако в Генпрокуратуре РФ сочли такие уловки недопустимыми и нарушающими права потребителей.

По инициативе надзорного органа в конце октября были внесены оправки в ГОСТ 8.579–2019 « Государственная система обеспечения единства измерений. Требования к количеству фасованных товаров при их производстве, фасовании, продаже и импорте». С 1 ноября эти поправки вступили в силу.

«Теперь производители сливочного и подсолнечного масла, молока, вермишели, сахара, соли, муки, риса, пшена, черного чая и иных продовольственных товаров первой необходимости, желающие заявить об их соответствии ГОСТу, должны использовать фиксированные значения количества названного товара. Например, по новым правилам гречневая крупа подлежит фасовке по 500, 1000, 2000 граммов, молоко – 200, 250, 500, 1000, 2000 миллилитров», — разъясняется суть поправок на сайте Генпрокуратура. 

ЧТО НА ПРИЛАВКАХ?

Изучив полки с товарами в ближайших продуктовых магазинах, корреспондент «РТ» выяснила, что «честного литра» и «честного килограмма» там практически не найти.

Так, молоко от Зеленодольского молкомбината разлито в пакеты по 800 мл, в бутылках молока марки «Очень важная корова» от того же ЗМК — 930 мл.

Такой же объем у бутылки молоко марки «Вкусняев» елабужского производства.

«Ядринмолоко» («Наша корова») продает молоко в бутылках по 900 мл. А молоко в коробках собственных торговых марок  «Пятерочка» и «Магнит» разлито по 970 и 973 мл соответственно.

Несмотря на разный объем упаковки, надпись «ГОСТ» фигурирует на всех бутылках, коробках и пакетах с молоком.

На пакетах с гречкой ГОСТ указан не везде, но все же на большинстве упаковок. При этом объем разнится от 700 до 900 граммов. Килограммовой упаковки с гречневой крупой обнаружить не удалось.

Легче всего оказалось найти литровую бутылку подсолнечного масла: таких в магазинах больше половины. Например, по литру расфасовано масло марок «Золотая семечка», «Корона изобилия», «Злато», «Слобода», «Благо». Масло «Красная цена» продается в бутылках по 0,9 л. При этом значок «ГОСТ» присутствует абсолютно на всех бутылках.

— Ну наконец-то, спохватились! Поскорее бы исправили это безобразие, а то сначала по 950 крупу паковали, потом по 900, сейчас вообще до 700 граммов дошли, а цена такая же, куда это годится? — отреагировала на новость о возвращении килограммовых упаковок пенсионерка, которая поинтересовалась у меня, зачем я так внимательно изучаю каждую пачку гречки.

— Хорошо, если бы цены не подняли, увеличив вес, — добавила женщина лет 45. — Еще надо вернуть ГОСТы, которые касаются качества продуктов. А то что это за молоко, у которого срок годности месяц? Разве оно натуральное? А ГОСТ стоит!

ГОСТ НЕ ДЛЯ ВСЕХ

Председатель Союза потребителей РТ Марс Исмагилов посоветовал покупателям не ждать того, что все производители как один начнут выполнять новые  требования к упаковке. Ведь многие выпускают продукцию не по ГОСТам (государственным стандартам), а по ТУ (техническим условиям).

— Мы привыкли, что в Советском Союзе государственные заводы и фабрики выпускали продукцию одинакового качества. Сейчас рыночные условия. Кому-то, возможно, необходимо выделиться на потребительском рынке по цене или по качеству, внося изменения в состав продукта — например, кто-то хочет пить не обычный кефир, а модный какой-то, с дополнительными витаминами.

ГОСТы же принимаются на большой период времени и отстают от рынка. Поэтому с переходом на рыночную экономику было разрешено работать в том числе по техническим условиям, которые предприятия сами разрабатывают и регистрируют в профильном НИИ питания.

Не факт, что по ГОСТу сейчас даже половина производителей работает. И переделать упаковки под единые стандарты обязаны будут только те, кто работает и собирается дальше работать по ГОСТу, — отметил Исмагилов. — Вообще наш Союз поддерживает эти изменения. Я сам много раз отправлял письма и в Госдуму, и в Минэкономики РФ с просьбой либо вернуть нормальный объем упаковки, либо писать две цены: за килограмм и за пачку или бутылку – такое есть в сети «Метро», например. Чтобы люди понимали, за что платят и насколько им это выгодно.  

СКОРО НЕ ЖДИТЕ 

Поддержали изменения и в Минсельхозпроде РТ. Здесь считают, что в последнее время покупатели, успев разочароваться в качестве многих продуктов, ищут на полках товары с надписью «ГОСТ», а производители используют эту надпись как маркетинговый ход. И если они заинтересованы в том, чтобы сохранить ее на упаковке,  будут вынуждены соблюдать новые требования.

— Переход на новую упаковку будет не быстрым, займет минимум два месяца. Если меняется какой-то стандарт, производителям необходимо менять и оборудование. Это дополнительное время и дополнительные издержки для заводов, —пояснили «РТ» в пресс-службе Министерства.

Сами производители пока затрудняются ответить, будут ли переходить на новые объемы упаковок и как это отразится на ценах. Например, в АО «Зеленодольский молочноперерабатывающий комбинат», на чьей продукции сейчас стоит маркировка ГОСТ, на запрос «РТ» сообщили, что «не уполномочены давать разъяснения распоряжениям органов Прокуратуры». При этом на предприятии заверили, что «в своей деятельности АО «ЗМК» безоговорочно руководствуется нормами действующего законодательства, техническими регламентами, санитарными нормами и правилами».

Значит, будем ждать от зеленодольского комбината «честного литра» молока.

Источник: https://rt-online.ru/dolzhny-no-ne-obyazany-kogda-v-magaziny-tatarstana-vernutsya-upakovki-na-litr-i-kilogramm/
 
Поделиться ссылкой:

Комментарии от незарегистрированных читателей закрыты. Хотите оставить сообщение — регистрируйтесь.

Онлайн игры

Отправка СМС

Почта @buada.ru

Регистрация & Панель управления

Котировки

Дата:
 
22.11.24
 
23.11.24
 
1 USD100.6798102.5761
1 EUR106.0762107.4252
1 GBP127.3902129.4305
KZT
CNY
1 AUD65.613066.7155

Погода в Буинске

24.11.2024 (вечер)
0..2 °C
759..761 мм. р. с.
79..81ю-в 1..3 м/с
25.11.2024 (ночь)
-1..1 °C
760..762 мм. р. с.
88..90с-в -1..1 м/с