История пути изразца представлена в музее «Остров-град Свияжск» |
Это уникальный проект, не имеющий аналогов в российском музейном пространстве. (Казань, 19 июля, в российском музейном пространстве. Изразец – явление общероссийское. Огромная территория, на которой он встречается, совпадает, по сути, с картой России. Между тем, на этой «изразцовой карте» остаются белые пятна. Они требуют изучения, ответа на множество вопросов, в том числе – об истоках и особенностях местных художественных и технологических традиций. Впервые в рамках выставки появляется возможность наглядно сопоставить изразцы Татарстана, Нижнего Новгорода и Москвы из нескольких музейных и частных собраний. Введение в российскую культуру этих материалов, которые относятся к разряду интереснейших проявлений в области национального искусства, значительно расширит представление о глубинных исторических корнях, связывающих и взаимно обогащающих народы Центральной России и Поволжья. Это особенно актуально сегодня, когда обострился интерес к детальному восстановлению картины активного и длительного взаимодействия культур, выявлению исторического опыта их совместного развития. Этим же определяется значительный масштаб общего проекта. Изразцы впервые представлены не только как художественные объекты, но и как важные исторические источники, раскрывающие контекст событий прошлого. Внимание будет впервые сконцентрировано на их «прочтении», сопоставлении и выявлении своеобразия. Необходимость обращения к московскому изразцу диктуется тем, что Москва имела прямое отношение к поставкам, копированию и переработке изразцового декора на местах. Именно с появлением широкого производства изразцов в Москве их миграция приобрела массированный характер в разных направлениях. Изразец начал свое победное шествие и по Северо-Восточной Евразии, вскоре достигнув Казани, Свияжска. Кроме того, некоторые представленные на выставке изразцы демонстрируют и иные пути проникновения в Поволжье. Картина развития, приведшая к созданию производственно-художественной школы изразцов района Казань — Свияжск, представлена на выставке впервые. До сих пор не предпринималось попыток объединить изделия вышеназванных центров в рамках одной выставки. В этой картине ясно проявлено как прямое воздействие европейской и московской культуры, так и процесс адаптации их к местным условиям, превращения изразца в неотъемлемую и своеобразную часть культуры Поволжья. Устроители полагают, что избранная форма выставки-исследования способна наиболее точно и полно отразить художественное и культурно-историческое родство народов, наследие которых станет предметом демонстрации. Напомним, выставка открылась 30 мая 2013 года и продлится до 3 ноября. ***Рф |