Знаменитый советский фотограф Александр Родченко «вернулся» в Казань |
В ГМИИ РТ открылась фотовыставка «Круг Родченко. Стильные люди». (Казань, 17 октября, Россию. Интерес к данной выставке музея вызван еще и теми фактами биографии, что Александр Родченко, который родился в Санкт-Петербурге, в 1911—1914 годы учился в Казанской художественной школе у Н. И. Фешина, где в 1914 году познакомился с будущей супругой Варварой Степановой. В 1916 году Родченко и Степанова переехали из Казани в Москву. Сегодня на открытии выставки известные казанские фотографы часто шутили на эту тему, говоря, что Знаменитый фотограф Ляля Кузнецова сказала на презентации выставки, что Александр Родченко был одним из учителей для фотографов в советское время. «Наступил день, когда мы можем зайти в казанский музей и посмотреть его лучшие работы, в свое время для этого я ездила в Литву или Москву. Здесь мы видим «живые» фотографии. Каждая из них «дышит». Вы поймете это, когда подойдете к фотографии, это не цифровые снимки, тут другая энергетика»,— сказала она, после чего поздравила всех с открытием замечательной выставки. На выставке представлено более 80 фотографий Александра Родченко. «Круг Родченко. Стильные люди» — это уникальное собрание из архивов музея «Московский дом фотографии». В «круг Родченко» вошли портреты жены Варвары Степановой, а также друзей и знакомых из творческого объединения ЛЕФ (Любови Поповой, Лилии и Осипа Брик, Владимира Маяковского) — всех тех, кто в 20-е гг. прошлого века активно формировал и реформировал искусство. Пожалуй, больше всего снимков Варвары Степановой, которая стала его женой, музой и партнером в работе. Она предстает в разных образах – «Курьерша у телефона», «Художественный редактор», «Комсомолка смеется», «Парижанка». Есть и замечательные портреты самого Родченко, снятые другими фотографами. Снимки интересны помимо художественной составляющей еще и тем, что позволяют на время «окунуться» в советский период времени со строгой формой одежды и обязательной атрибутикой. Тем удивительнее при этом было видеть на фоне женщин в строгих неброских платьях смелый для того времени снимок обнаженной Лили Брик в черном прозрачном газовом платье. Любимая женщина и муза Владимира Маяковского Лиля Брик пришла сниматься в мастерскую к Родченко и Степановой в 1924 году. С собой она принесла целый чемодан с одеждой. Тут были и шерстяной строгий костюм, сшитый у портнихи, и шелковое золотистое платье, и то самое полупрозрачное газовое платье. Выставка «Круг Родченко. Стильные люди» в Государственном музее изобразительных искусств Татарстана будет открыта для посетителей в течение месяца. |