Останутся только крупные туристические компании в России (ИНТЕРВЬЮ) |
![]() По итогам 2013 года компания «ТамТам» заняла второе место по количеству туристов, отправленных в зарубежные туры (6,2 тыс. человек), третье место — по обороту от туристической деятельности (283 млн рублей) и средней стоимости международного тура в расчете на одного туриста (45,7 тыс. рублей). «ТамТам» специализируется на семейном отдыхе и индивидуальных турах по всему миру. Генеральный директор компании «ТамТам» Елена Люсова рассказала в интервью журналу ежегодно возрастающее число любителей самостоятельного отдыха — не угроза сибирскому туристическому рынку. — Елена Дмитриевна, есть ли официальная статистика итогов летнего туристического сезона в Красноярском крае? — Результатов пока нет, они подводятся в конце года. Но, исходя из статистики нашей компании, сейчас наблюдается спад продаж туристических туров. В силу сложившейся геополитической ситуации красноярцы сейчас с большой осторожностью планируют свой отпуск за границей. Тем не менее, наши постоянные клиенты бронируют турпутевки, рекомендуют нас своим друзьям и родственникам. — Ведете ли вы мониторинг результатов ближайших конкурентов? — Нет. Мы следим не за результатами других компаний, а работаем над улучшением результатов своей деятельности. Анализируем ситуацию прошлых лет. У нас разработана своя политика работы с клиентами, и мы ее четко придерживаемся. Мы заинтересованы в профессиональном росте наших сотрудников, в индивидуальном подходе к нашим туристам. Не реже одного раза в полгода наши специалисты и руководители повышают квалификацию, причем как в Красноярске, так и в Москве. — С начала года мы регулярно узнаем из новостей, как крупные туроператоры приостанавливают свою деятельность. Идет сокращение или «перекройка» туристического рынка? — Сегодня и в стране, и в регионе слишком много операторов. Поэтому неудивительно, что идет «чистка» туристического рынка. Остаются только сильнейшие игроки. И это, в принципе, правильно. Это ожидаемый процесс. Законодательство по туризму несовершенно, поэтому туроператоры как быстро открываются (с небольшими финансовыми гарантиями), так же быстро потом и закрываются. — Связаны ли эти процессы с нынешними «санкционными» отношениями между Россией и Западом? — Думаю, что нет. Например, мы никакой зависимости от санкций не ощутили. Туристы продолжают летать в Европу. Но, конечно, процент продаж туров на Восток, в Азию, у нас больше. Среди прочего, это связано с тем, что в Сибири очень мало прямых перелетов в Европу. Неудобные стыковки через Москву устраивают далеко не всех. Большинство наших туристов стремятся летать напрямую из Красноярска, а это в основном восточное направление. Но даже если брать западный вектор — люди минувшей весной и летом беспрепятственно летали в Рицу, Испанию. Никаких проблем мы на себе не ощутили. Красноярцам охотно давали визы. — Но руководители банкротящихся столичных туристических фирм заявляют, что причиной их проблем являются санкции… — Влияет информационный поток, а не санкции. Людям предоставляется не совсем достоверная информация. В результате у многих россиян складывается впечатление, что к нам стали очень плохо относиться в Европе. Конечно, это не так. Наши туристы путешествуют и не ощущают на себе никакого давления. Да, было время, когда только началось противостояние России и Запада — Вы хотите сказать, что никто из, скажем так, простых красноярцев — Есть проблема для военных граждан. — Насколько, по вашим ощущениям, туристическая сфера отягощена всевозможными разрешительными процедурами? — Сегодня турфирму может открыть любой желающий. И контроля со стороны власти, который по логике должен быть, практически нет. Никто не проверяет, есть ли у предпринимателя, открывающего туристическую компанию, финансовые гарантии для того, чтобы наши туристы не страдали в случае — То есть, необходимо вмешательство власти? — Обязательно. Контроль со стороны власти должен быть. — По информации справочных систем, в феврале 2014 года в Красноярске работало более 500 туристических фирм. Относиться к этому можно двояко. С одной стороны, большое количество игроков способствует росту конкуренции и повышает качество услуг. С другой — рынок насыщается недобросовестными поставщиками, а порою и просто жуликами. Каково ваше отношение к этой ситуации? — То, что открывается много фирм, вовсе не означает повышение качества услуг. Конкурентным преимуществом маленьких компаний являются большие скидки, которые они предоставляют своим клиентам, а это, в конечном счете, ведет к их банкротству. Каждый год в Красноярске возникает около сотни новых туристических компании и столько же прекращает свою деятельность. Большие скидки в туристическом бизнесе сегодня экономически невозможны. Фирмы по факту не зарабатывают и закрываются. — Скидки в туризме всегда были инструментом продвижения услуг и развития этой отрасли… — Я не сказала, что скидки не нужны. Но их размер должен быть обоснован. Мне хотелось бы, чтобы туристы, которые бронируют туры, очень внимательно подходили к выбору агентства. Мне жалко наших туристов без опыта, которые сильно рискуют, отдавая свои деньги только что открывшимся турагентствам, «покупаясь» на большие скидки. — Какой процент скидки оптимален? — Если клиентам предлагают семь или восемь процентов, то в девяти из десяти случаев их тур может не состояться, потому что агентство не сможет оплатить услуги туроператоров. Максимальная скидка, которая может быть, — пять процентов. Если вам предлагают больше, стоит задуматься. Комиссия практически у всех агентов одинаковая. Мы работаем только с надежными партнерами. И не заключаем новые договоры с непроверенными компаниями. Чтобы отдых наших туристов не был испорчен, мы должны давать гарантию, что их туры состоятся. Да и вообще не стоит рисковать репутацией. — Какие возможные сценарии развития и тренды отрасли вы могли бы назвать? — В среднесрочной перспективе на рынке останутся только крупные туроператоры и турагентства. Рынок очистится от наносного. Мне думается, что в ближайшее время в Красноярске, по примеру Москвы и Санкт-Петербурга, закроется несколько небольших туроператоров. Они и так уже немного «подчистились». И слава богу, что мы с ними не работали, догадывались, что они идут к банкротству. Должны остаться только сильные и надежные туроператоры и агентства, которые работают на рынке давно, которые не рискуют отдыхом туристов. — Известно, что услугами вашей компании помимо красноярцев пользуются жители других городов края — Норильска, Ачинска, Зеленогорска, Минусинска. Какова их доля в общем потоке туристов региона? Меняется ли она, и в каком направлении? — Наш региональный сегмент составляет около 30–35 процентов. И с каждым годом поток туристов из городов края растет. Опытные туристы готовы лететь не только из регионального центра, но и из столиц. Они не боятся стыковок рейсов и сложных маршрутов. В целом, туристы становятся разборчивее. Им уже поднадоели Турция, Египет и Таиланд, хочется — Многие красноярцы предпочитают самостоятельно планировать и организовывать отдых за пределами России. Количество «дикарей» растет — это уже каждый четвертый турист, выезжающий за рубеж. Является ли это еще одним фактором сужения рынка? — Туристов, которым интересно самостоятельно разрабатывать маршруты, посещать новые места, немало. Но далеко не все отдыхающие хотят брать на себя ответственность. Ведь при бронировании билетов, отелей, экскурсий через Источник: |