Беседовал Василий Орлов Уходящий 2016-й был объявлен Владимиром Путиным Годом российского кино. По этому случаю в Татарстане из республиканского бюджета на производство фильмов выделили 8,8 млн рублей. За год планировалось снять один игровой фильм, четыре документальных ленты и три молодежных проекта. Всего же в этом году на развитие татарстанской киноиндустрии было заложено более 60 млн рублей. На эти деньги минкульт РТ должен был провести 46 крупных мероприятий, в том числе Международный фестиваль мусульманского кино. Однако серьезного качественного и количественного улучшения местной кинопродукции зритель так и не увидел. В интервью KazanFirst режиссер и преподаватель кинооператорского мастерства в Казанском госинституте культуры Павел Москвин рассказал, как в Татарстане себя чувствуют молодые кинематографисты, почему в республике практически не снимают полнометражных фильмов, а также о работе над первым татарстанским фильмом-притчей «Пустота», соединяющим экшн-сцены с идеями из Библии и Корана. — В двух словах расскажи сюжет, о чем будет твое кино? — «Пустота» — это притча об искуплении грехов. Завязка истории — молодой ветеран возвращается с войны домой к матери и пытается жить в обществе. Он сталкивается с непониманием общества, националистическим и антирелигиозным настроем. — Как ты пришел к этой идее? — Я шел к ней долго. В 2010 году появился синопсис, вначале как концепт возвращения человека в туманный город. Затем это переросло в более социальный контекст, историю о молодом ветеране. Я встречался с ветеранами боевых конфликтов, брал у них интервью и после этого много нового добавил в сценарий. Одно интервью вообще дословно перекочевало в фильм. В итоге история превратилась в притчу с социальным оттенком. Кадр из фильма «Пустота» — Ты говоришь «притча», это значит, что в картине существует библейский подтекст? — Да. В фильме много библейских мотивов. Это будет поучительная история, понятная всем народностям. — Значит, «Пустота» имеет много отсылок к Библии, а к Корану ты обращался? — Конечно, я полностью читал Коран, и это очень мне помогло. Я подправил некоторые диалоги, когда понял мысли человека, живущего по Корану, у нас есть аллюзии на Коран. — Многие татарстанские режиссеры обращаются к теме межэтнического и межкультурного взаимодействия, и ты также её затрагиваешь. Зачем? — Я считаю, что это правильно, потому что Татарстан уникален не только тем, что здесь имеется особая татаро-мусульманская культура, Татарстан уникален тем, что у нас очень много перекрестий и большое число полукровок (детей, рожденных в межэтнических браках – здесь и далее примечания KazanFirst), коей я и сам являюсь. Я снимаю то, о чём переживаю и в чём я уверен. — На первый взгляд кажется, что твой фильм будет остросоциальным. — Нет, я вначале сказал, что это притча с социальным оттенком, и она не призвана разжечь какой-то накал. В картине очень много символических деталей, я бы не сказал, что это реалистичное кино, скорее 50 на 50. — Ты говоришь, что это не реалистичное кино. Не уличит ли зритель твою историю в фальши? — Я говорил о нереалистичности в другом контексте. Все герои совершают человеческие поступки, нелогичных у них нет. Просто фильм не надо смотреть с мыслью, мол, это про современную Россию. Нет, фильм не об этом. Это история о том, как человек пытается очиститься. — Где проходили съемки фильма? — В Казани, Альметьевске, в Верхнеуслонском районе. — То есть татарстанский зритель увидит знакомые места? — Нет, мы старались снимать так, чтобы в кадр не попадали узнаваемые места. Так как у нас фильм — это притча, то мы стараемся не привязывать образы к чему-то конкретному, у нас город N. — Сколько уже длятся съемки? — Съемочный процесс длится больше года. 3 июля был год. — Сколько потрачено денег, каков бюджет картины? — Бюджет картины –1 млн рублей. На сегодня потрачено 650 000. — Финансирование полностью твое, продюсеров нет? — Продюсеров нет, иногда родные помогают, у друзей занимаем денег. Но сейчас [Александр] Шульгин (российский композитор и автор, продюсер. Руководит группой компаний «Фамилия») обещает нам помочь – дать 100 000 рублей, на которые мы построим декорации. У нас проблема – мы не можем возвести декорации. Кадр из фильма «Пустота» — Как вы познакомились с Шульгиным? — Я участвовал в питчинге (презентация кинопроекта с целью нахождения инвесторов –прим.). В финальном этапе он был в жюри и решил поддержать меня и Ильшата Рахимбая. ⇒ «Католический мусульманин»: Ильшат Рахимбай о своем новом фильме — Почему его заинтересовала твоя картина? — Я так понимаю, ему нравятся темы религии, веры и национальности. Наши с Ильшатом фильмы чем-то похожи, этими идеями. Поэтому он и выбрал нас. — На каком этапе находится сотрудничество с ним? — В данный момент я готовлю документы для нашего договора. После чего получу перевод от него. — Тяжело было расставаться с деньгами? Ты уже потратил 600 000-700 000 рублей, не проще ли было купить машину, взять ипотеку, положить деньги в банк? — Всё зависит от настроя человека. Почему кино не запускается? Потому что люди не хотят тратить свои деньги. У нас все «гениальные» режиссеры-сценаристы, но никто из них не хочет платить, все хотят, чтобы им платили. Никто не хочет показать что-то своё «гениальное», сидят у себя на кухне и ждут. Я просто решил показать, какой я гениальный (смеется). Я же не за раз потратил 600 000, а за год с небольшим. — Все равно большая сумма для среднестатистического россиянина. Окружающие вообще поддерживают или считают, что у тебя проблемы с головой, раз ты готов столько заработанных денег тратить на съемки? — Никто не говорит, что у меня проблемы с головой, наоборот, люди восхищаются моим самопожертвованием. — На каком этапе находятся съемки? — На завершающем съемочном, к декабрю мы заканчиваем съемки и переходим к постпродакшену (работой над монтажом, озвучанием, цветокоррекцией и т. д.) — Ты вообще веришь в какой-то коммерческий успех картины, есть ли возможность вернуть вложенные деньги? — Ну возможность отбить деньги есть, т. к. это малобюджетный фильм. В картине присутствуют интересные вещи, которые могут понравиться массовому зрителю, к примеру, экшн-сцены. — Картина будет рассчитана на массового зрителя или нет? — Если мы рассматриваем массового зрителя как любителя аттракциона, то нет, «Пустота» — это не аттракцион. Это больше будет походить по стилю на южнокорейское кино с элементами российского. Ведь Россия — евразийская страна, вот я и делаю такой евразийский гибрид. — Почему зрителю будет интересен твой фильм, ведь к отечественному кино сложилось скептическое отношение? — У меня ставка пока идет на сарафанное радио. Удачным выступлением на фестивалях можно привлечь. Потому что я считаю, что в России, кроме как «сарафаном» и фестивалем, никак не пробиться. Кто-то сходит на показ и расскажет что-то хорошее. — Не так давно вышел фильм Алексея Барыкина «Семейные хлопоты», и, насколько мне известно, он провалился в прокате. Вот пример фильма, снятого в Татарстане с близкой местному зрителю тематикой. Почему зритель не пошел на него в кино и не ждет ли такая же судьба «Пустоту»? — Ну всё может быть (смеется). Я думаю, что аудитория, на которую были рассчитаны «Семейные хлопоты», не та, которая ходит в кинотеатры. Считается, что возраст аудитории кинотеатров – это молодые люди от 13 до 27 лет. ⇒ Все в кино на «Семейные хлопоты»! — То есть режиссер не попал в целевую аудиторию? — Да, и насколько я знаю, фильм вышел в один прокатный день со «Зверополисом», а с мультфильмом биться за зрителя — это очень тяжело. Тем более «Семейные хлопоты» был семейный фильм, и зритель сделал выбор в пользу мультфильма. — Если твой проект окажется неудачным, ты готов к такому развитию событий? — Конечно готов, буду шутить, что я, Павел Москвин, обладатель «Серебряной калоши». — Я немного не об этом. Допустим, фильм провалился в прокате, зритель его не воспринял и на «Кинопоиске» поставил низкий рейтинг. Короче, твои ожидания не оправдались, ты дальше продолжишь снимать? — Да, у меня уже готовится следующий проект, который рассчитан на более массовую аудиторию. Это будет мелодрама. — Кто занят в съемках фильма, откуда актеры? — Актёры все профессионалы: из театра [имени Галиаскара] Камала, из ТЮЗа, Качаловского театра и одна актриса у нас вообще из Петербурга. Ну, то есть у нас не друзья и любители, а настоящие профессионалы. — А кто, так сказать, звезда твоего фильма, самое именитое и узнаваемое лицо? — У нас, конечно, актеров типа [Владимира] Вдовиченкова нет (смеется), но у нас, если брать по Татарстану, самый именитый – это Михаил Галицкий, также Александр Фельдман, который на телеканале «Эфир 24» ведущим работает. Михаил Галицкий — То есть местный зритель какие-то знакомые лица сможет увидеть? — Да, казанец увидит. — Допустим, фильм снят, какие дальнейшие шаги? — Фестивали и прокат. Моя цель — успеть к Берлину (Берлинский международный кинофестиваль). Потому что из трех крупных фестивалей — Берлин», Канны (Международный каннский кинофестиваль) и Венеция (Венецианский международный кинофестиваль) — формат нашего фильма больше всего к Берлину подходит. — Остальные участники съемочной группы — твои студенты? — Да, но они давно практикующие профессионалы, которые снимали ролики и для [президента Татарстана Рустама] Минниханова и для правительства РТ. Александр Фельдман — К слову о профессионалах и любителях-дилетантах. 30 октября в кинотеатре «Мир» пройдет премьера первого казанского фильма о зомби-апокалипсисе «Вирион». Я так понимаю, это больше любительская картина, что ты о ней думаешь? — Я с интересом за ней следил, за их работой. Фрагмент фильма даже был показан на форуме фестиваля мусульманского кино. Они молодцы, что сами все делают, но это выглядит как любительская постановка, начиная от операторской работы, режиссерской и заканчивая актерской. ⇒ Как зомби казанскую подземку захватили — А кого из профессиональных молодых коллег по цеху ты можешь выделить в Татарстане, кто-нибудь хоть что-то снимает? — Да, например, Ильшат Рахимбай. Он в этом году делает аж две короткометражки. У него получается довольно стильно снимать. — Но его фильм ещё не вышел, а есть ли какие-то готовые проекты, снятые местными режиссерами, которые тебе понравились? — В Татарстане из местных молодых режиссеров никто в прокат не выходил. У нас пока только Алексей Барыкин пробился в широкий прокат. ⇒ Алексей Барыкин: «Хороший фильм можно снять за два миллиона рублей. Но большинство режиссёров предпочитает “пилить” бюджет» — То есть если все удачно сложится, ты можешь быть первым из молодых татарстанских режиссеров, чья картина выйдет в полноценный прокат? — Ну да, буду пионером в этом деле. — А с чем связана такая удручающая ситуация, когда молодые татарстанские режиссеры не снимают фильмы и не выходят на широкий экран? — Они просто вообще не снимают полнометражные фильмы, чтобы выходить на широкий экран. Потому что они не начинают снимать, а ждут, когда деньги со стороны появятся. Я этого ждать не стал и начал снимать на свои деньги. — То есть главная проблема — это финансы? — Все этим прикрываются. Главная проблема — это настоящее желание и самопожертвование, когда ты готов жертвовать своей личной жизнью и все деньги вкладывать в кино. Конечно, пока ты никто и ничего не снял, кто тебе даст деньги? Никто не даст. Кадр из фильма «Пустота» — Уходящий 2016-й был объявлен Годом российского кино. Ощущалась ли какая-то господдержка со стороны местных властей, минкульта РТ, можно ли было выиграть какие-то денежные гранты? — Министерство культуры [Татарстана] объявляло гранты, я подавал заявку, но, похоже, мой фильм оказался неформатом для министерства культуры, потому что в Татарстане свои взгляды на местный кинематограф, и мне денег не выдали. ⇒ Что принесет Год кино в России — О какой сумме шла речь? — Ильшат Рахимбай со своей командой выиграли грант на 1 млн рублей. Они сейчас снимают короткометражку. Это пример того, что деньги дают, но я просто оказался неформат. — 1 млн рублей достаточно, чтобы снять качественную полнометражную картину? — Все зависит от того, что ты хочешь сделать, а так, да, я считаю, что вообще в Казани кинопроизводство очень дешевое и лучше людям не ехать в Москву после студенчества. В Москве ты тем более никому не нужен, и там снимать выйдет дороже. А вот в регионах ты можешь снимать все что угодно. Здесь есть техника, рабочие ресурсы и выйдет намного дешевле. А учитывая, что мы живем в эпоху цифровых технологий, ты можешь получать кинематографичное изображение вообще «на коленке». Это раньше ты не мог снимать, потому что нужно было взять большущую камеру, дорогую пленку… Кадр из фильма «Пустота» — А как ты в целом относишься к татарстанскому кино, какие у него есть проблемы? — Пока в Татарстане есть проблема со вкусами, зашоренность, такая колхозная… Очень много колхозных работ из Татарстана. Нет пока собственного стиля, не туда, наверное, смотрим. ⇒ Шесть причин, почему Татарстан не может гордиться своей кинематографией — А у кого есть стиль? — У меня… (смеется). — Я имею в виду национальное кино. В Якутии, например, много снимают. — Я якутское кино не видел, но я смотрел работы [Алексея] Федорченко (уральский режиссер из Екатеринбурга, трехкратный лауреат Венецианского кинофестиваля), который снимает по сценариям [Дениса] Осокина. Довольно интересные картины выходят. ⇒ Денис Осокин: «Если бы я не писал книги, стал бы хореографом» — В общем, в России и Татарстане нет отлаженной системы, в которой молодому творцу найдут продюсера? — Нет, такой системы нет, а в Татарстане нет как таковой киноиндустрии. У нас должны появиться несколько удачных проектов, которые выйдут на большой экран. Тогда к нам придут инвесторы, а пока только на энтузиастов надежда, которых не так много. ⇒ Кино Татарстана: почему Марко Поло к нам не поедет — В Казани работает целый институт культуры, он выпускает разных специалистов, в том числе режиссеров. Куда они идут работать, если у нас нет киноиндустрии в республике? — Кинорежиссеров начали готовить недавно, я из первого выпуска, который закончил обучение в 2013 году. Поэтому пока рано говорить. А так наши выпускники работают в продакшн-компаниях. Чтобы на «постоянку» устроиться, ты идешь на видеопроизводство, т. е. занимаешься обычным продакшеном. — А ты преподаешь ещё в Казанском госинституте культуры? — Я работаю в продакшн-компании и преподаю. — Какой уровень студентов? — По-разному, я в свою съемочную команду взял несколько человек, у которых вижу потенциал. Так всегда бывает хотя бы на 10 человек — один выделяется. Для института вообще успех, если хотя бы с курса три человека становятся профессионалами своего дела. — Насколько мне известно, сейчас вы начали сбор денег, недостающих для съемок. Это краудфандинг? На какой площадке? — Да, это краудфандинг, я запустил свой сайт, потому что на краудфайдинг-площадках очень большая комиссия. — Сколько уже собрано и сколько нужно для завершения съемок? — Уже собрано более 35 000 рублей. Для совершения съемок нужно 150 000 рублей и 200 000 на постпродакшн. — То есть всего 350 000 рублей. Одна десятая суммы уже набрана. Эти деньги ты собираешь не через краудфайдинговую платформу, где ставят ограничение по времени и возвращают людям деньги в случае фиаско финансируемого проекта. Это значит, что они уже не смогут вернуть отданные тебе деньги? — Да, они отдают их навсегда, но мы же в любом случае доснимаем, даже если не доберем. Просто съемочный процесс затянется. — В целом условия для того, чтобы снять фильм в Татарстане, существуют? — Да, существуют. Главное — желание. Точнее даже не желание, а то, насколько ты болеешь кино и готов ради него идти на самопожертвование. Это мое вложение в будущее. Сейчас я отказался от всего в надежде, что в дальнейшем это окупится. — На твой взгляд, инициатива Минкультуры РФ сократить число иностранных фильмов в прокате в пользу отечественных — это действенная мера? — Я считаю квоту для иностранных картин хорошей идеей, потому что тогда в прокат попадут работы молодых ребят, а не только фильмы с кавээнщиками, комедиклабщиками и высокобюджетные блокбастеры. К примеру, во Франции квоты на зарубежные фильмы в прокате уже давно действуют. Кадр из фильма «Пустота» — Что происходит с отечественным кино? В какую сторону движется: оно становится лучше, хуже, стоит на месте? — Сейчас зритель выбирает не то кино, которое можно назвать хорошим, а которое активно рекламируют. А рекламируют те, у кого больше денег. А деньги дают только именитым. — Почему зритель должен пойти на твой фильм? — Потому что это будет очень интересно, необычно. Такого визуального стиля в российском кинематографе, а тем более татарстанском ещё никогда не было. https://kazanfirst.ru/wp-content/uploads/2016/10/598013328.mp4 Трейлер фильма «Пустота» — То есть ты претендуешь на какую-то оригинальность? — Да, я считаю, что это что-то новое, все ведь пытаются копировать Запад, а я посмотрел на Восток. — Ты вдохновлялся азиатскими фильмами типа «Олдбой»? — Да, а также советским конструктивизмом. Мне очень нравится его масштабность, и мы пытаемся это снимать, чтобы показать монументальность советской архитектуры. — Кстати, почему фильм называется «Пустота»? — Название «Пустота» подчеркивает визуальную и музыкальную атмосферу, а главное — состояния всех потерянных душ в фильме. Для главного героя фильма абсолютное заполнение пустоты в себе и является катарсисом. Источник: https://kazanfirst.ru/article/342805
Поделиться ссылкой:
Комментарии от незарегистрированных читателей закрыты. Хотите оставить сообщение — регистрируйтесь.