Конец года получился провальным для туристической отрасли Татарстана. Необходимо поставить диагноз и «прописать лечение», считают в республиканском правительстве
Кристина Иванова  — Казань Туристическая отрасль Татарстана замедлила рост и показала всего 7,5% плюс к показателям 2015 года. На итоговой коллегии Госкомитета по туризму правительство республики поручило установить причины декабрьского провала и выписать «лечение». Наибольший потенциал роста иностранных гостей связывают с туристами из Китая, Ирана, Финляндии, Объединенных Арабских Эмиратов и Германии.   3 млн туристов Итоговая коллегия госкомитета РТ по туризму проходила в субботу в «Ривьере». Вместо премьера Ильдара Халикова за главного был вице-премьер Василь Шайхразиев. В президиуме также сидели депутат Госдумы, глава комитета по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов, зампредседателя Госсовета РТ Татьяна Ларионова. В основном докладе глава госкомитета по туризму Сергей Иванов назвал 2016 год «действительно успешным» для туристической отрасли республики. На развитие сферы туризма РТ в 2016 году было выделено 87,8 млн рублей, что на 20% больше, чем в 2015 году. В 2016 году в Татарстане побывали 2,9 млн туристов, на 7,5% больше по сравнению с 2015 годом. В последние несколько лет рост составлял 14-16%, но замедлился. Доля иностранных туристов из общего турпотока составляет 8,6%. Объем оказанных услуг в сфере туризма по итогам 2016 года оценивается в 11,7 млрд рублей, а оборот отрасли с учетом всех смежных отраслей (питание, проживание, развлечения и покупки) — 19,5 млрд. «Еще в 2005 году весь Татарстан принимал 500 000 туристов в год, а сегодня Елабуга, Свияжск и Болгар — каждый отдельно — принимают такое количество гостей. Туризм сейчас составляет чуть более 1% экономики республики», — говорил Иванов. Глава госкомитета по туризму Сергей Иванов Турпоток в Свияжск по итогам 2016 года вырос в два раза и впервые превысил показатель в полмиллиона человек. Количество туристов в Болгар выросло на 35% и составило более 470 000 человек. Елабугу в прошлом году посетили более 460 000 туристов (плюс 12%). Серьезно вырос турпоток в новых туристских центрах Татарстана: Чистополь посетили более 46 000 человек (прирост 21%), Тетюши — 25 000 (прирост 69%). Число посетителей Казанского кремля выросло на 37% и составило 2,9 млн человек. Если раньше туристы задерживались в Татарстане один-два дня, то сейчас уже на три-пять дней, покупаются также и недельные туры. Средняя загрузка гостиниц в 2016-м составила 55%. В прошлом году в Татарстане появилось восемь новых гостиниц и хостелов. Сейчас в республике функционируют 385 отелей, из них 90 прошли процедуру получения звезд или классификации. Не успевшие это сделать до конца прошлого года будут подвергаться административному воздействию, предупредил Иванов. Где наши спа-центры, где детокс? Иванов говорил о замедлении темпов роста турпотока: «В последние два года отрасль туризма находилась в благоприятных условиях: были закрыты популярные международные направления, возросла стоимость зарубежных поездок, произошло снижение стоимости поездок в Россию для иностранных туристов — все это стало дополнительными факторами роста. Уже сейчас мы видим, что ситуация меняется. В том числе снижается российский платежеспособный спрос на турпоездки. Поэтому в 2017 году нужно будет работать в более конкурентоспособных условиях». Вице-премьер Шайхразиев чуть позже ответил Иванову: «Почти 3 млн туристов, которых мы приняли, это далеко не предел. У нас колоссальные резервы, но нужны новые подходы и новое отношение. В среднем заполняемость отелей и хостелов получается на уровне 55%, однако это не может нас устраивать. Как бизнес, который это обслуживает, так и нас. Потому что резерв еще 45%. Что сделать? Когда начинаем смотреть по спадам, у нас декабрь вообще оказался провальным — всего 42% по заполняемости. Что случилось? Где мы недоработали? Куда туристы ушли? На эти вопросы мы обязательно должны найти ответы». Шайхразиев считает, что госкомитет должен как врач поставить диагноз и определить курс лечения по факту падения турпотока под конец года. Необходимо собраться со всеми участниками отрасли — отельерами, рестораторами, экскурсоводами — и проанализировать падение, объяснил Иванов в беседе с KazanFirst. Вице-премьер Василь Шайхразиев Если ноябрьские праздники туротрасль отработала хорошо, то потом произошел спад — примерно на 15% к показателям 2015 года: «Понятно, конкуренты активизировались и платежеспособность населения снизилась». Шайхразиев привел свои возможные причины падения. По статистике 2016 года, в 85% случаев туристы приезжают в Татарстан для отдыха. «Вот, может быть, где собака зарыта. Где остальная деловая часть туризма, где медицинский туризм? Где наши зубопротезные, которые должны греметь на всю Россию? Все равно у нас будут цены ниже, чем в Москве. Где наши спа-центры, где детокс идет?» По его данным, заполняя анкеты, 75% туристов говорили о желании вернуться — это в большинстве случаев вежливость, чтобы осадок не остался. Тех, кто точно приедет, — чуть больше 10%. «75% говорят: “Спасибо, все было круто”, и только 11% обещают обязательно вернуться. Видите разницу? Мы должны серьезно поработать над тем, чтобы турист обязательно вернулся, да не один, а с членами семьи и друзьями». «В большинстве случаев социальный портрет туриста — мамы с детьми, близкими, а мужчины, видать, работают. Наши дамы должны посоветовать, куда бы они пошли, чтобы потратить денежки». Нехватка речных судов Татарстан эффективно не использует акватории Волги и Камы из-за отсутствия парка речных судов. Большинство туристов приезжают в республику насладиться водными просторами, утверждает глава комитета. В настоящее время парк малых судов в Татарстане насчитывает всего 17 единиц, средний возраст которых составляет 40 лет и более. Позже в интервью журналистам Иванов говорил, что покупка новых судов точно не вопрос этого года из-за их стоимости: «Нам нужны и скоростные, и средней скорости суда до острова-града Свияжск, скоростные суда для доставки в Болгар и прогулочные суда, чтобы просто можно было выходить в акваторию Волги и провести обед, ужин — типа плавучего ресторана». Татарстан нуждается в шести единицах речной техники. На строительство одного судна требуется не менее года, их стоимость колеблется от 70 до 250 млн рублей за штуку. «Речь идет о пригородном флоте, судах, которые бы доставляли туристов из Казани в Свияжск, Болгар, Тетюши и ближайшие города. На сегодняшний день федеральной госпрограммы по строительству новых пригородных судов нет. Будем искать механизмы, каким образом заинтересовать бизнес, какие нужны изменения, чтобы суда строились», — объяснял Иванов. Директор турагентства «Алена» Елена Илькун «Путешествия по реке — это пункт номер один в экскурсионной программе иностранцев летом, но наш регион мало что может предложить. Корабли малого речного флота, работающие на обслуживании, плавали по нашим рекам еще в последней четверти прошлого века. Этот факт отпугивает большинство гостей как небезопасностью, так и отсутствием сервиса. При этом количество кораблей, отвечающих запросам иностранцев, не может удовлетворить спрос даже на 10%», — говорит директор турагентства «Алена» Елена Илькун. Гильмутдинов утверждает, что без отдельной федеральной программы, господдержки пароходы не появятся. Иран как резерв иностранных туристов Количество иностранных туристов, посетивших Татарстан в прошлом году, возросло на 6,7% и составило 250 506 человек, говорил Иванов: «Мы отмечаем значительный рост по отдельным странам: Китай показал плюс 33%, Финляндия — 36%, Иран — 54%, Индия — 63%». Среди иностранных туристов на первом месте граждане Турции (почти 13 500 человек), Китая (более 10 000), Германии (6 296), КНДР (2 651 человек) и Индии (2 651). «Мы должны увеличить свое присутствие на туристских рынках Китая, Ирана, Финляндии, ОАЭ и Германии», — считает он. Иванов уверен, что для Татарстана очень перспективный клиент — иранские туристы: «У них есть деньги, они достаточно много тратят в путешествиях, и ментально мусульманский аспект очень важен». Кроме того, Иран является очень активно растущим рынком для России — ежегодный прирост отмечается на уровне 80-100%. Да и логистически Иран и Россия не очень далеко находятся друг от друга: «Иранцам комфортно здесь, потому что ирано-российские связи с советских времен очень хорошие. Иранцев не очень активно пускают в Европу и страны Северной Америки. У них после смены президента некая перезагрузка, отмена санкций. И если раньше их вообще никуда не пускали, то сейчас они активно поехали, в том числе в Россию». Туры в Казань дороже, чем в Москву и Питер Илькун жалуется на очень слабую навигацию для иностранцев в музеях, гостиницах, ресторанах, кафе: «В основном вся информация представлена на русском и татарском языках, а нужно, как минимум, еще на английском и китайском языках. Необходимо адаптировать сайты, стенды, печатную продукцию, этикетки экспонатов, всю навигацию». Еще одна головная боль — сотрудники музеев, которые не владеют даже английским. Это также касается ряда ресторанов, гостиниц, кафе. Позже Иванов скажет, что совместно с минкультом РТ выработаны шаги по адаптации объектов под иностранных туристов. Так, таблички на английском и китайском языках должны появиться в Кремле, Нацмузее, Болгаре, Свияжске. Глава комитета по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов Илькун не понятно ценообразование на аренду автобусов для туристов. Цены выше питерских на 25% и московских — на 15%. Цена на аренду автобусов приводит к удорожанию всего турпакета. В итоге туры в Казань сейчас дороже, чем в Москву и Петербург. «Еще одна проблема — цены на железнодорожные билеты из Москвы до Казани. Стоимость проезда в купе составляет 7 000 рублей. На самолете дешевле прилететь. Плюс стоимость новогодней программы примерно 10 000. Для семьи из двух человек тур обойдется уже в 50 000 рублей. Скажите, это вообще реальные цены?»   Назрел закон о социальном туризме Гильмутдинов заинтересовался ценами на аренду автобусов и даже предложил антимонопольному комитету проверить этот вопрос на предмет сговора. Он предложил запустить госпрограммы, чтобы определенным категориям граждан предоставлялись льготы во время путешествий. Его поддержала Ларионова: «Давно назрело принятие закона о социальном туризме, просто необходимо поддержать школьников, студентов, людей с ограниченными возможностями, пенсионеров. Когда мы говорим, что доходы населения падают, социальный туризм просто необходимо поддержать. Такой закон нужен на уровне Российской Федерации». Великий Волжский путь и спецпредложение для татарских диаспор В конце 2016 года в Петербурге было подписано соглашение между 13 регионами Поволжья о развитии маршрута «Великий Волжский путь». Он включает 22 туристических маршрута, имеющих историческую и культурную общность. Уже в этом году начнется прием первых туристических групп, говорил Иванов: «На весенней выставке в Москве мы планируем презентовать разработанные маршруты, и некоторые операторы включат их в свои летние маршруты 2017 года». «Идея нового турпредложения состоит в том, чтобы туристы, которые уже были в Казани, имели интерес сюда вернуться и, например, посетить Татарстан плюс один-два соседних региона. Чтобы мы могли создавать более богатое туристическое предложение для туристов из зарубежных стран и других регионов России. Этот проект важен для увеличения веса турпредложений из Татарстана, — объяснял Иванов. — Есть “Золотое кольцо России”, которое все иностранцы знают. Мы хотим, чтобы маршрут “Великий Волжский путь” стал столь же узнаваемым». Совместно со Всемирным конгрессом татар госкомитет заканчивает формирование специального турпродукта для представителей татарских диаспор. В 2017 году планируется приступить к его реализации: «Сейчас мы изучаем их ключевые интересы, что им хочется посмотреть здесь, каким бы они видели идеальный турпродукт. И на основании их пожеланий создадим и начнем реализовывать его уже в этот летний сезон. Акцент будет сделан на этническую, культурную часть, общение с населением». Специальный турпродукт будет направлен на татарские диаспоры в европейских странах и, может быть, Австралии, где сильная диаспора: «Им интересен современный Татарстан, культура. Многие не родились тут, никогда не были в Татарстане, но знают татарский. Или уехали отсюда лет 20 назад». Перехватывающая парковка в Свияжске В 2017 году будет построена перехватывающая парковка для машин при подъезде в Свияжск. Существующая парковка перед островом в пиковые даты не справляется, заявил Иванов. «Фрески Успенского собора готовятся к включению в список наследия ЮНЕСКО, в связи с чем существуют жесткие ограничения по уменьшению антропогенной нагрузки на объект ЮНЕСКО. Для дальнейшего успешного развития Свияжска нам необходимо выносить парковку на подъезде к острову, иначе будет маленький остров и огромная парковка, остров будет просто не видно из-за машин. Вы будете еще километр идти через все машины, чтобы увидеть его», — поясняет он. Новую парковку на 850 мест планируется разместить в нескольких километрах от Свияжска, откуда туристов будет забирать шаттл-бас. Скорее всего, с майских праздников возобновит сообщение автобус из Казани в Свияжск.   Фото: Василий Иванов
Источник: https://kazanfirst.ru/article/364956
 
Поделиться ссылкой:

Комментарии от незарегистрированных читателей закрыты. Хотите оставить сообщение — регистрируйтесь.

Онлайн игры

Отправка СМС

Почта @buada.ru

Регистрация & Панель управления

Котировки

Дата:
 
30.05.25
 
31.05.25
 
1 USD78.497078.6171
1 EUR88.948189.2512
1 GBP105.7433105.9994
KZT
CNY
1 AUD50.402950.5980

Погода в Буинске

31.05.2025 (ночь)
15..17 °C
754..756 мм. р. с.
68..70вост 0..2 м/с
31.05.2025 (утро)
26..28 °C
753..755 мм. р. с.
43..45ю-в 2..4 м/с