Как живет в Казани немецкая лютеранская община и прихожане римско-католической церкви
Дария Ярхамова — Казань Казань — полиэтнический город. Татары, русские, чуваши, украинцы, марийцы, башкиры и удмурты…всех не перечислишь. Они исповедуют православие или ислам. В республике есть госпрограммы, которые поддерживают эти две конфессии и все внимание журналистов в основном приковано к ним. Но в городе есть и другие малые религиозно-национальные общины. В наше поле зрения попали немцы-лютеране и прихожане римской-католической церкви. Оказалось, что они охотно переняли местную кухню, на их праздниках можно увидеть те же очпочмаки и губадью. Их приходы небольшие, живут за счет пожертвований, либо им помогают зарубежные религиозные общины. «Наша церковь сотрудничает с Немецким домом Татарстана. Они как муж и жена, которые друг друга взаимно дополняют» — рассказывает проповедник лютеранского прихода святой Екатерины Олег Цайтлер. Лютеранская церковь располагается на Карла Маркса, 26. В советское время она, разумеется,  была закрыта, позже в ней располагался клуб местного МВД. В 90-е  историческое здание начали реконструировать. Сейчас в приходе более 100 человек. Церковные службы проводятся раз в неделю по воскресеньям. На них приходят около 25 человек. Церковь св. Екатерины, немецкого прихода, лютеранского вероисповедания ____________________________________________ Церковь сотрудничает с молодежным клубом при Немецком доме Perlenkette (с немецкого«жемчужное ожерелье»). Там молодые люди практикуют немецкий язык, встречаются с немецкими и австрийскими студентами, проходящими практику в казанских вузах.  Таких студентов в клубе пятеро ____________________________________________ Бывает, что люди обращаются в лютеранскую церковь за конкретной помощью. По словам Цайтлера, одна из распространённых просьб — помощь в трудоустройстве. Прихожане помогают им в этом: «Это объясняется этнической сплоченностью». В Лютеранскую церковь в основном ходят люди с немецкими корнями, но могут прийти послушать мессу русские и татары. «Мы открыты для гостей. А еще на богослужениях у нас хоровое пение на немецком, и на русском языках» — рассказывает собеседник. Если говорить о праздниках, то в немецкой церкви отмечают Advent (Адвент — предрождественский праздник). Он важен как для верующих в Германии, так и в России. Это национальный праздник для всех немецкоговорящих людей в мире. Конечно же, немцы в Казани встречают Пасху и само Рождество. Церковь перед праздниками украшают сами прихожане.  Они также готовят  угощения и устраивают чаепития. По словам проповедника, на праздничные столы выставляют  традиционно немецкие, так и русские и даже татарские блюда. Вид изнутри. Церковь св. Екатерины «Кухня абсолютно смешанная. Из татарской прихожане приносят губадию, пироги, треугольники, очпочмаки. Из русской кухни — это пироги с яблоком и творогом». Но если праздник чисто немецкий как, например, Адвент,то обязательно готовится штрудель.По словам Цайтлера, штрудель— это все-такиобычный немецкий кексбез добавления яблок. Глинтвейн играет центральную роль в празднованиях казанских немцев. По словам Цайтлера, напиток готовится как безалкогольный, так и алкогольный. Для церкви он делается без содержания спирта. Продукты для блюд и напитка прихожане приносят вскладчину. «А вот молодежный клуб Perlenkette готовит себе алкогольный глинтвейн», — рассказывает собеседник. Рецепт глинтвейна в церковь и Perlenkette завезли немецкие студенты, приезжавшие на практику в Казань. ____________________________________________ Немецкий глинтвейн, по словам Цайтлера готовится в нержавеющей кастрюле, —«Чтобы глинтвейн не пах металлом» — поясняет священник. В кастрюлю наливается сок или вино (если глинтвейн алкогольный). Нарезаются дольками нечищеные от кожуры грейпфрут, апельсин, яблоко, мандарин, лимон, добавляется корица и ароматные приправы, специальные для глинтвейна. В безалкогольный глинтвейн вода не добавляется. В алкогольный — чуть-чуть, около 200 гр. Глинтвейн не должен вариться, ему достаточно вскипеть, и он готов ____________________________________________ По словам проповедника, в немецкой церкви глинтвейн по традиции готовят только зимой в первый и последний день Адвента: «На Рождество мы можем поставить ёлку и повесить венок. Но не более. Подарки под ёлку не кладутся. Обычно они сразу раздаются детям». Раз в полгода лютеране посещают детские дома и раздают подарки:«Но сейчас не все члены общины могут помогать в организации подарков сиротам, поэтому подарков хватает только на детей, чьи родители входят в общину». На праздники приходит в два-три раза больше людей, чем на мессы — ежевоскресную молитву. «Сейчас у насведет богослужения российский священник Давид Горн. Он с немецкими корнями, свободно владеет немецким и русским языком», — рассказывает Цайтлер. По словам собеседника, из Германии священники приезжают как гости. Раньше они приезжали на месяц. Сейчас это случается очень редко. «В другие общины приезжают чаще, например, в Сибирь и Калининград. В этих городах немецкие священники служат два или три года» — рассказывает Цайтлер. В Санкт-Петербурге есть теологическая семинария Евангелическо-лютеранской церкви. «Там подготавливают священников для служения в таких церквях как наша». Цайтлер рассказывает, что немецкой церкви помогает Германия:«Коммунальные платежи мы покрываем сами. А если проводим мероприятия, и нам не хватает средств, то нам помогаюттри немецкие общины:Бухенау (Buchenau), Грюнхольц (Grünholz), БадФеслау (BadVöslau)». В церкви живет только пастор. Но есть гостевая комната на случай приезда гостей. Кроме пастора, работают бухгалтер и хаусмастер. Последнийотвечает за состояние здания и чинит сломанные вещи. Еще в церкви есть электрический орган. Его привезли из Германии. По словам собеседника, раньше органные концерты проводили каждое воскресенье. Сейчас примерно раз в неделю. Отец Андрей Старцев, священник в римско-католической церкви,приход «Воздвижение Святого Креста» «Церковь существует еще с 90-х годов. Администрация города во главе с тогдашнем мэромКамилемИсхаковым способствовала ее построению», — говоритотец Андрей. Её местоположение — Островского, 73. Сейчас в церкви около 70–100 человек, которые регулярно приходят на воскресные службы. Мессы проводятся практически каждый день по одному разу и три раза в воскресенье:на французском и на английском языке для иностранцев. Также есть мессы на итальянском языке. Римско-Католическая церковь в Казани. Приход «Воздвижение Святого Креста» Такое языковое разнообразие объясняется тем, что в церковь приходят иностранцы и иностранные студенты. «Русские тоже приходят на такие богослужения. Им интересно послушать мессу на иностранном языке» — рассказывает отец Андрей. По словам собеседника, в церкви проводятся праздники ивстречи иностранных студентов и молодежи. «По воскресениям после главного богослужения у нас всегда чаепитие. Люди приносят к чаю вкусности». Для малых праздников церковь может ограничится просто чаепитием. Если такой праздник выпадает на будни, то приходит мало людей. Большинство работает. По словам священнослужителя, на Рождество в церкви стоит ёлка с гирляндами. В отдельной часовне воссоздаются ясли Иисуса в хлеву с Богородицей, волхвами и животными. Для больших праздников в церквиготовят специальную еду. Блюда бывают разные. «Традиция праздников ни сколько литургическая, сколько семейная. Обычно это постные блюда, на Рождество готовим куриный суп, похлёбку из чечевицы. Также прихожане приносят татарские и русские блюда: пироги, блины, пряники, пельмени» — рассказывает священник.На празднование стол накрывается в трапезной в подвале. Уцеркви сохранилась старая часовня на Арском кладбище. Сейчас казанскиекатоликиуже там не собираются. Они предоставили здание в пользование православному приходу. «У нас в церкви если работают люди, то на добровольных началах. Им не платят зарплату», — говорит отец Андрей. Сейчас в католической церкви служат три священника и четыре монахини. Они вместе с прихожанами убираются в церкви. «В основном наш приход существует благодаря пожертвованиям. Нам не помогают католические общины заграницей, если только кто-то изъявит желание сделать это частным образом». «У нас российских священников мало, поэтому большинство священников —приглашены из разных стран, есть и те, кто из Аргентины», — объясняет  священнослужитель. Священников-иностранцев обычно приглашают на разные сроки службы. По словам собеседника, основная проблема таких священнослужителей — им нужно учить русский язык: «Польским священникам проще потому, что русский и польский похожи. Тем священникам, у которых родной испанский, английский и итальянские языки в этом плане сложнее». На праздники церковь украшают полностью прихожане. На Рождество и на Пасху приходят гораздо больше людей, чем на мессы. «Даже могут прийти не только наши прихожане, но и интересующиеся, любопытные гости» — рассказывает отец Андрей.Примерно на праздники приходят около 200 человек. Всех гостей угощают. По его словам, люди обращаются в церковь за материальной помощью:«Мы можем их покормить и помочь с одеждой. Прихожане приносят в церковь вещи для неимущих».
Источник: https://kazanfirst.ru/article/366339
 
Поделиться ссылкой:

Комментарии от незарегистрированных читателей закрыты. Хотите оставить сообщение — регистрируйтесь.

Онлайн игры

Отправка СМС

Почта @buada.ru

Регистрация & Панель управления

Котировки

Дата:
 
05.06.25
 
06.06.25
 
1 USD78.502579.1272
1 EUR89.310890.6635
1 GBP106.2060107.4310
KZT
CNY
1 AUD50.696951.3536

Погода в Буинске

06.06.2025 (ночь)
8..10 °C
754..756 мм. р. с.
83..85зап 0..2 м/с
06.06.2025 (утро)
20..22 °C
756..758 мм. р. с.
46..48сев 1..3 м/с