«Младотатары» Казани создали первый городской исторический клуб «Тарихи бранч». На первой встрече рассказали, как история столицы может быть интересной ленивым любителям прошлого
Ильнур Ярхамов — Казань В Казани открылся новый исторический клуб. Организация и инициатива его создания пришла в голову молодому поколению татарских активистов — главе Всемирного форума татарской молодёжи Табрису  Яруллину, его заместителю Айрату Файзрахманову и историкам Ильнару Гарифуллину и Ильдару Шафикову. Недавно журналист Айрат Бик-Булатов их назвал «младотатарами», как он объяснил, для удобства. Хотя их проекты типа «Бистэ 2.0», открытые лекции «Акыл фабрикасы» и прогулки по Ново-Татарской слободе с неравнодушными к истории горожанами уже становятся самостоятельным культурным явлением. Так что за термином «младотатары» маячат серьёзные смысловые перспективы, а не только удобство для журналистов при написании статей. ⇒  Молодые татарские общественники и городские активисты взялись за обновление Ново-татарской слободы. Они предлагают создать музей казанских преступных группировок и арт-кластер Ребята дали клубу имя «Тарихи бранч» (с татарского «Исторческий бранч»). Как объяснил Яруллин, бранч — это долгий завтрак, на котором можно собраться вместе с друзьями и родственниками, обсуждать интересные исторические темы или просто пообщаться. Место для первого заседания клуба младотатары выбрали интересное —новое здание госкомитета РТ по архивному делу на улице Ново-Песочная, 44. Туда ведомство переехало буквально неделю назад. Старое здание по адресу Кремлевская 22 архивный госкомитет передал казанской православной епархии. Кстати говоря, глава архивного госкомитета Ирада Аюпова пообещала организаторам клуба помочь с подготовкой документов из архивов и их экспозиции. Было мило услышать предложение угощать натуральным кофе всех участников клуба. Неплохая идея, кстати, для популяризации архива среди активной и интеллектуальной молодёжи Казани. На встречу были приглашены два спикера: историки Илья Евлампиев и Диляра Усманова. Раскрыть отношение татар к революции и влияние революционных событий на жизнь простых казанцев в 1917–1918 годах — такая задача была поставлена перед ними. У Усмановой, кстати, даже название лекции было интригующим «Татары в революциях: съезды, периодика и деньги». Но, к сожалению, о деньгах она говорила меньше всего — может, увлеклась другими темами, а может просто не хватило времени. Выступала она последней. Историк Диляра Усманова (справа) Евлампиев запомнился тем, что задался проблемой, как сделать интересным исторический материал для «ленивого обывателя». Сегодня Россию сложно назвать страной читающих граждан, наверно это даже глобальный такой тренд. Информация все больше и больше распространяется через фото, инфорграфики и другие визуальные материалы. Поэтому Евлампиев предложил слушателям отправиться прямо на два сайта: Retromap.ru и Pastvu.com. Там «ленивые любители истории Казани» могут насладиться огромным количеством старых фотографий города, как дореволюционных, так и советских. Особенность первого сайта — заходишь, выбираешь старую карту Казани (сама древняя датируется 1750 годом) и сравниваешь с современным городом по Google- или «Яндекс-карте».Наиболее близкая к современности карта сделана американцами в 1997 году. Очень удобно виртуально гулять по старым улицам Казани, читать их старинные названия. Но больше всего завораживают детальные карты, сделанные до разлива Волги из-за строительства Куйбышевского водохранилища в 1955–1957 годах. ________________________________________________ В нынешней Адмиралтейской слободе есть так называемый Адмиралтейский пруд, ранее он назывался Старым руслом реки Казанки. Мне раньше было сложно представить, как на самом деле текла Казанка, как она входила в Волгу, и как при этом существовали Казанский кремль и Адмиралтейская слобода. Но сравнение старых и новых карт города ставят все точки над i. Оказывается, справа от Кремля были обширные луга, а сама «Адмиралтейка» была на одном берегу с Казанским кремлём. А после разлива Волги стала для центра города заречной ________________________________________________ Евлампиев также рассказал, что 1917 и 1918 годы хоть и были насыщены политическими событиями, но у Казани была тогда своя, более важная повестка дня. Он имел ввиду грандиозный пожар на Пороховом заводе, произошедший 14–16 августа 1917 года. Первая очередь предприятия раньше располагалась на территории нынешнего парка Петрова. Но завод выгорел дотла. Поэтому всё производство перекочевало на территорию второй очереди завода — нынешняя улица 1 Мая. «Это было событие, по которому можно было бы снять типичный голливудский фильм-катастрофу, в котором люди как бы бегут от инопланетян. А в нашем случае — от мощнейшего пожара. Моя бабушка говорила, что люди с Порохового добегали до Плетенёй [современная улица Меховщиков], думая, что они уже в безопасности. А жители Плетеней бежали в сторону Матюшино, думая, что есть ещё какая-та угроза их жизни», — рассказывал Евлампиев. ⇒  В Казани намерены обновить Ново-Татарскую слободу за 20 млрд и превратить «депрессивную территорию заборов» в исламский финансовый центр Тогда большинство газет и журналов не только Казани, но и Волго-Уральского региона писали только об этом. Местным журналистам не было дела до событий, творящихся в Москве и в Петрограде, они не замечали корниловского выступления и его подавления. Например, наиболее популярной тогда газете «Волжско-Камская речь» печатались различные, называя современным языком, эксперты. Среди них превалировало мнение, что причина пожара — скорее всего диверсия немецких разведчиков. Тогда, в 1917 году, Россия еще находилась в состоянии войны с Германией. Усманова рассказывала о многочисленных съездах и собраниях мусульман и татар, которые были рутиной общественной жизни после Февральской революции. От обилия названий съездов, имен и фамилиий активных членов и организаторов съездов и собраний информация аудиторией усваивалалсь тяжело. Больше всего запомнилась история с избранием в 1917 году верховного муфтия России Галимджана Баруди. Его оппонентом Мухаммад-Сафа Баязитов. Последний был, к слову, назначен властями, во всю использовал административный ресурс и автортет своего отца, видного мусульманского деятеля Атауллы Баязитова. Но среди духовенства он не был популярен. Другое дело — Баруди. Он считался компромиссной фигурой между умеренным и радикальным крыльями духовенства, пользовался авторитетом как руководитель мусульманской школы «Мухаммадия» и шейхом Накшбандийского тариката. Фото: tatar-inform.ru
Источник: https://kazanfirst.ru/article/368081
 
Поделиться ссылкой:

Комментарии от незарегистрированных читателей закрыты. Хотите оставить сообщение — регистрируйтесь.

Онлайн игры

Отправка СМС

Почта @buada.ru

Регистрация & Панель управления

Котировки

Дата:
 
05.06.25
 
06.06.25
 
1 USD78.502579.1272
1 EUR89.310890.6635
1 GBP106.2060107.4310
KZT
CNY
1 AUD50.696951.3536

Погода в Буинске

06.06.2025 (ночь)
8..10 °C
754..756 мм. р. с.
83..85зап 0..2 м/с
06.06.2025 (утро)
20..22 °C
756..758 мм. р. с.
46..48сев 1..3 м/с