Дария Ярхамова — Казань Как правило, в обществе есть закрытые институты, о проблемах которых журналисты узнают благодаря утечкам информации. По праву к таким институтам можно отнести церковь, армию, школу, полицию, больницу и так далее. Люди в этих институтах боятся говорить публично о проблемах, называться настоящими именами, потому что начальники или чиновники профильных министерств могут на них надавить (чтобы они отказались от своих слов или уволились). Обычно о проблемах в детском саду мы узнаем от родителей. Это неудивительно, потому что численность родителей в разы превышает численность работников дошкольных учреждений. Воспитателей обвиняют в поборах, в жестком или халатном обращении с детьми. А что мы знаем о жизни воспитателя обычного детского сада в одном крупнейших городов Татарстана? На какую зарплату он живет? Как реализует свои профессиональные обязанности? Для этого KаzanFirst на условиях анонимности пообщался с воспитателями детских садов Набережных Челнов и Казани. Итак, ставка воспитателя детского сада высшей (или первой) категории 9 100 рублей. Если у воспитателя вторая категория ставка может быть 7000 или 8000 рублей. Плюс минус доплаты за образование: либо педколледж, либо институт, объясняет один из наших собеседников. — Премия бывает 100 или 200 рублей. Ее размер не конкретен. Каждый раз за квартал выходят разные баллы. У кого-то премия получается 50 рублей, у кого-то 80 рублей или 100 рублей. — Если родители не платят вовремя за детсад, то заведующая может лишить воспитателей премии? — Да. Тут зависит от того сколько неоплативших, какая сумма, а там на усмотрение заведующей. Мы узнаем о таких мерах на собрании. Нам делают выговор, что мы плохо работаем, и дальше наказывают. — Широко ли распространена практика урезания премий в детсадах? — Обо всех сказать не могу, но баллы урезаются. У нас есть оценочные листы. Лист влияет на зарплату. Воспитателям каждый месяц нужно сдавать их администрации детсада для получения премии. Графы в этих листах, за которые ставят баллы, связаны как с работой воспитателя в детсаду, так и с его работой вне детсада. Например, баллы ставятся за участие в городских или региональных педагогических семинарах. За получение грамот или дипломов. Учитывается проводятся ли работы с родителями, есть ли на тебя жалобы, были ли у детей в травмы в группе. — Это практика только в Татарстане или по всей России тоже? — По Татарстану точно, по поводу всей России не знаю. — Можно ли как-то по этому оценочному листу набрать нужное количество баллов, чтобы у воспитателя ничего не урезали? — Нет. Нельзя. Как не старайся, все равно за что-то баллы в оценочном листе урежут. На 100% его нельзя выполнить. — Эти баллы могу урезать зарплату по трудовому договору или они регулируют только надбавки? — Баллы контролируют только величину надбавки, по усмотрению администрации. Администрация детсадов каждый месяц по этим баллам распределяет надбавки. Когда мы получаем расчет, узнаем, сколько заработали за эти баллы. — Сколько баллов по каждому критерию в этих оценочных листах? — В пределах 10. Максимально за один оценочный табель можно набрать 55 баллов. — Эти баллы контролируют всю премию? — Практически до копеек. Остаются считанные копейки, которые не попадают под влияние оценочного табеля с баллами. А в оценочный табель также доплачивается за стаж. Оценочный табель также влияет на аттестацию. Хотя бы раз в квартал воспитателям нужно участвовать в каком-то всероссийском или республиканском конкурсе или сделать публикации. — Какие публикации должен делать воспитатель? — По опыту работы, например. В республиканских семинарах. В таких семинарах предоставляются темы, например, опыт работы или занятия. По этой теме нужно написать материал, сценарии занятий или конспекты. — Баллы влияют на сокращение основной зарплаты? — На основную зарплату эти баллы не влияют. Это просто дополнительно стимулирующие баллы. Есть зарплатная ставка, а есть стимулирующие выплаты. Воспитатель одного из казанских детсадов, поясняет, что стимулирующие выплаты могут урезать, если есть задолженности по оплате родителей за присмотр и уход. — Из-за маленького количества баллов, может заведующая уволить воспитателя? — О таких случаях информации нет. Если заведующая захочет кого-то уволить, например, если человек ей не нравится. Она всегда найдет причину это сделать. — Были раньше какие-то дополнительные выплаты? — Раньше на методическую литературу выделялись хотя бы 100 рублей, и это было прописано в зарплатной ведомости. Мы хоть что-то могли купить на эти деньги. Хотя бы линейку. Сейчас и это не выделяется. Воспитатели постоянно покупают файлы, книги, ручки, карандаши, тетрадки, файлы, папки. Все это нужно для работы. Причем не для работы с детьми, а для самой работы воспитателей. Мы печатаем дома все планы, тратим на бумагу, электричество, краску в принтере. Раньше мы так много не печатали. Все писалось в тетрадях. У меня дома, например, никогда не было принтера. Пришлось купить. Заливаю его краской. Электричество расходуется на полную катушку, потому что воспитатели печатают по ночам. Иногда задумываемся, кто же мы: воспитатели или секретари или бухгалтеры? Сейчас еще больше уходит денег на канцелярские расходы, и ничего за это не компенсируют. — Когда закончились выплаты на канцтовары? — Нас постепенно предупреждали со словами «скоро отменят то-то». Последние 2–3 года мы их не получаем. В 2015–2016 году закончились выплаты. — Заведующие объясняют на основании какого закона происходят премиальные отчисления, урезания премий? — На что-то возможно и опираются. Должны же на что-то опираться, на какой-то закон. Это же не основная зарплата, а кому сколько премии дать там решает заведующая. По моральным законам свинство, а юридически не подкопаешься. — Вам говорили, что на сайте министерства образования РТ есть критерии по оценке труда педагогов и что можно зайти и посмотреть за что и как начисляют деньги воспитателям и учителям? — Нет, не говорили. — Какие жалобы поступают на воспитателей от родителей, за которые могут снизить баллы? — К примеру, у кого-то случилась травма. Воспитатель звонит родителям, вызывает врача, но факт остается фактом. Все равно снижается балл из-за этой травмы. Или, например, когда ребенок болеет, родитель просит, чтобы с его ребенком не гуляли. Если воспитатель забывает об этом, то может вывести ребенка на прогулку. Родители в таком случае звонят в детсад или напрямую заведующей. У многих родителей есть сотовый телефон заведующей. Жалобы могут быть разного формата, от того, что нет коврика в коридоре до жалобы на конкретного воспитателя. Управлению образования всегда известно на какой детсад сколько раз пожаловались. В детсад приходит документ, выделенными красным и зеленым зонами. И если очень много жалоб, то детсад находится в красной зоне. Это похоже на работу системы «Народный контроль». — Сами заведующие не принимают во внимание, что родители могут нарочно жаловаться в «Народный контроль»? — В основном, заведующие все равно идут на поводу у родителей. Лишний раз боятся отстоять свой детсад. Как говорят: «Покупатель всегда прав». Фото: imenno.ru Источник: https://kazanfirst.ru/article/373236
Поделиться ссылкой:
Комментарии от незарегистрированных читателей закрыты. Хотите оставить сообщение — регистрируйтесь.