Дария Ярхамова — Казань В Казани не так много дизайнеров национальной татарской одежды. А если журналист их находит, то они, как правило, начинают проявлять недовольство тематикой беседы для обычного издания с фактологической нацеленностью. А некоторые вовсе могут счесть вопросы журналиста неуместными для ремесленника, художника. Нурия Зарипова — дизайнер стилизованных национально-татарских платьев и аксессуаров. Еще она изготавливает сценическую татарскую одежду. О том, развита ли в республике национальная индустрия, как помочь Татарстану завоевать подиум высокой моды и можно ли сделать единичную продукцию массовой она рассказывает в интервью KazanFirst. — С чего вы начали производство национальной одежды? — В детстве я очень много рисовала: костюмы, платья, аксессуары. Всегда тянулась к национальным татарским традициям. После института я начала рисовать костюмы с использованием национального орнамента. Самая первая моя коллекция называется «Пробуждение корней». Она так названа, потому что в генах сидит осознание: «Я — татарка», и оно в один момент пробуждается. В коллекции пять комплектов. Это история девушки в костюмах. — Это были платья для никаха? — Нет, это вещи сценического характера. Но в них скрыта мудрость и наше наследие, основанное на татарской мифологии. До того как мы стали мусульманами, мы были язычниками. У нас были такие символы, как Зилант, Солярис, птица Умай. Наши предки поклонялись им. Воплощение этих символов я перевела в костюмы. — Сколько платьев было в каждом комплекте? — Один комплект — одно платье. Просто комплект — это целый ансамбль, включающий головной убор и все аксессуары. Другими словами комплект — это полный образ. Первый — это птица Умай. В него входит юбка, верхняя одежда, головной убор, украшения. Второй – Зилант. Также комплекты образа Соляриса и Ветра Перемен. История такова: парень с девушкой встречаются, знакомятся. У них зарождается любовь. Эта история показана в моих орнаментах. — Где была показана ваша первая коллекция? — Я участвовала с ней в конкурсе «Этномириада», заняла второе место. Публика была немножко не готова. Нужно глубоко изучить мифологию и историю, чтобы воспринимать эту коллекцию как национальную. 90% людей не знают своей истории, своих корней и своего наследия. Когда ты начинаешь им показывать коллекцию, они не совсем понимают, что это вообще относится к татарскому. Например, в этой коллекции у меня платья с открытыми рукавами. Это просто образы мифологических символов. После конкурса я начала заниматься своим вторым проектом «Национальный». Это большой проект по сохранению, развитию нашего наследия. Проект объединяет национальных производителей, ремесленников. — Вы изготавливаете одежду только для подиума или у вас есть и повседневные вещи? — На сегодня повседневного и массового продукта еще нет, но я очень активно над этим работаю. Сейчас у меня есть сценическая одежда, есть платья для никаха. Именно татар никах күлмәкләре (татарские платья для никаха). Я призываю девочек, чтобы они стремились хотя бы на никах одевать одежду в татарских традициях. Я считаю, что если мы не будем сохранять свою культуру, тогда кто ее сохранит. Мы потеряем свое наследие. — Разве сейчас одевают на никах что-то другое вне татарских традиций? — На никах одевают только платок и просто платья. Но дело в том, что у нас так платок не завязывали. У нас всегда был калфак. У нас всегда была женская тюбетейка и шаль. Шаль — это большой платок, который завязывался определенным образом. То, что сейчас одевается на никах – точная восточная культура и это не относится к татарской культуре. — В чем особенность ваших платьев для никаха? — Головные уборы приближены к нашим традиционным. Присутствует традиционная вышивка, но не традиционная композиция, не традиционная подача. Есть украшения. Я сотрудничаю с признанным ювелиром Рафкатом Мухаметшиным. Вдохновившись этими украшениями, я создала эскиз для вышивки. А после у меня родился эскиз росписи шёлка. Техника называется батик, шёлк расписывают специальными красками. — Сколько времени нужно, чтобы изготовить одно платье? — Могу сказать, что сшить платье можно в хорошем качестве за неделю. Но месяц может уйти на то, чтобы его создать в голове. А на самом деле и годы, потому что можно идеально сшить вещь, но если она не будет гармонично сочетаться или будет плохо продумана, то ее никто не будет носить. Я умею шить и вышивать, но архитектор не кладет кирпичи. Он делает проект. Есть архитектор, а есть строители. Есть дизайнер, художник по костюмам, а есть мастера, которые это делают. Каждый человек должен получать удовольствие от своей работы. Я делаю эскизы, продумываю цветовую палитру, подбираю ткани. Я получаю от этого удовольствие, и это отражается на моих работах. У меня есть швея, которая просто в восторге, что она шьет. Есть вышивальщица, которая получает удовольствие, что она вышивает. Если мастер с удовольствием делает свое дело, то его продукт пропитывается определенной энергетикой. Первую коллекцию я отшивала в Бугульме, вторую в Казани. Стоит отметить, что казанские мастера большие профессионалы своего дела. — Где вы закупаете ткани? — Всегда по-разному, но самый лучший шёлк — это традиционный китайский шёлк. Я ездила в Китай, привезла небольшой метраж из Китая. Сейчас все заказываю в интернете. Традиционные китайские вещи очень дорогие. Китайский шёлк зародился в там же, и традиционно его там и производят. Он не дешевый, как и китайский фарфор или китайская шёлковая вышивка. Цена зависит от классификации ткани и от того, сколько там присутствует шёлка. Есть шёлковый бархат, есть шёлковый шифон и шёлковый атлас, есть шёлковый крепдешин. В среднем от 1 000 рублей за метр и выше. Если розничная цена, то может быть даже 3 500 за метр. Всё традиционное очень дорогое, искусно выполненное и очень качественное. — Сколько ткани нужно на одно платье? — В зависимости от кроя. Может уйти от двух до пяти метров на платье. — Сколько нужно человек на пошив одного образа в среднем? — Вышивальщик, художник, швея, я и ювелир. Всего пять человек. Если нужно еще изготавливать обувь к образу, то от шесть человек и больше. — Ювелир сам придумывает дизайн украшения, или вы ему подсказываете? — Я использую его уже созданные изделия, потому что он мастер по изготовлению традиционных украшений. На сегодняшний день я сотрудничаю с ним по схеме: он вводит традиционную вещь в образ, я ввожу традиционные элементы и сочетаю их со стилизованными вещами. — Какой металл, какие камни используются для украшений? — В основном, это серебро. Камни — бирюза и коралл. — У вас очень высокозатратное производство. Какова цена на ваши платья? Да, очень высокозатратное. Стоимость платья премиум-класса по розничной цене около 50 000 рублей за полный комплект. Украшения не всегда входят в эту стоимость. Украшения — это безумно кропотливая работа и очень дорогое удовольствие. — Какой спрос на ваши коллекции? — Я занимаюсь этим чуть больше года. Только-только запускаю свой сайт. Даже в соцсети не выставляю фотографии платьев, чтобы не было плагиата. Нужно очень сильно подготовиться, чтобы взять и появиться на рынке. У меня есть частные заказы. В основном я работаю именно с эстрадой. Сейчас я плотно занимаюсь тем, чтобы создавать доступные по цене вещи в национальном стиле для населения. — Сколько у вас сейчас заказов в месяц? — Если честно, то заказов может быть много, но я не беру больше трех в месяц. Мне некомфортно брать больше этого количества. Это кропотливая работа, требующая безумное количество времени, потому что я ко всему отношусь основательно. Чтобы подобрать цвета, нужно пройти все магазины Казани, а иногда и не только Казани, чтобы подобрать подходящую тон в тон ткань и нитки к ней. Если есть маленькое расхождение в цвете, то это уже наводит дисгармонию. — Каков ваш средний месячный доход? — Я практически не получаю никакой прибыли. Я все вкладываю в свой проект. Я работаю на своё имя. Я не просто ввожу в моду новый продукт, а пытаюсь поменять отношение и восприятие людей. Дело провалится, если дизайнер в первую очередь думает о прибыли. — Как у нас сейчас относятся к национальной продукции? — Люди с одной стороны хотят этого. Но на рынке мало продукции, которую можно адекватно использовать. Это проблема стоит на правительственном уровне. Я считаю, правительство должно взять на себя ответственность, чтобы эта индустрия бурно развивалась. Если мы посмотрим снимки 1963 года дома моды Dior, то на сегодня, когда прошло уже больше полувека, у нас нет такого дизайнера, который бы столь же узнаваем. Почему Италия и Франция — это престиж? Потому что там дизайн и мода. Там есть чем гордится. Сегодня мы очень много вкладываем в архитектуру, в туризм, в спорт, но не нужно исключать моду. Завоевать подиум высокой моды — это авторитет для республики. [Глава Чечни] Рамзан Кадыров поддерживает своих дизайнеров, и о Чечне знают не только в России, но и вообще во всем мире. Он продвигает свою моду на подиум высокой моды. Это престиж. — Что нужно сделать, чтобы развить татарскую моду? Она сейчас узко развита? — Очень узко. У нас очень много талантливых девочек и мальчиков, которые хотят работать в национальном колорите. Но у них недостаточно знаний или ресурсов. Если бы республика взяла на себя госпрограмму, например, отправлять самых лучших дизайнеров обучаться заграницу. Пусть это будут хотя бы два дизайнера. Ведь там колоссальный опыт, и чтобы нам приблизиться к этому, нужно получать знания соответствующего уровня. — Откуда эти дизайнеры узнают о национальном татарском колорите, если их отправлять во Францию? — Национальный татарский колорит им прививается на родине. Они поедут во Францию, чтобы узнать новые технологии шитья, кроя и покраски тканей. — Допустим люди отучились и вернулись. Куда им дальше идти, вы их к себе возьмете? — С удовольствием. Я люблю команду, а команда — это сила. Если у тебя есть сильная команда, ты идешь вперед. Нам не нужно создавать новых производственных цехов. Нужно создавать новые продукты на базе старых организаций. Например, у нас есть зеленодольская швейная фабрика. У них колоссальные возможности, но не им хватает идей. Дизайнер устраивается на эту фабрику и работает там. Если зеленодольская или скажем чебоксарская фабрика возьмет в свои круги молодого талантливого дизайнера, это плюс для всех. Для дизайнера — это опыт, для производства — новый продукт. Я вижу, что зеленодольской швейной фабрике нужны новые идеи. Я вижу, например, казанскую швейную фабрику, я вижу их продукт, и я вижу, что он сегодня не актуален на рынке. По крайней мере на экспорт мы точно эти вещи не сможем отвозить. — Неужели эти фабрики будут шить дизайнерские вещи? — Это будут разные вещи: и повседневные и дизайнерские. У продукции Zara есть массовый и лимитированный элементы. Здесь все зависит от производителя: как они будут развиваться, и как они будут сотрудничать с дизайнерами. — Повседневная национальная продукция сейчас широко развита? — Она широко востребована, но она совершенно узко развита. — Можно ли вашим покупателям самим участвовать в дизайне? — Да, конечно. Когда я работаю с заказчиком, я всегда стараюсь узнать его личность. Мне не хочется навязывать ему свой дизайн. Если это сценический образ, то я изучаю его репертуар. Я пропитываюсь человеком, узнаю о его предпочтениях. Если я активному клиенту предложу неудобную модель, в которой он будет красиво сидеть, то он будет красиво выглядеть, но чувствовать себя некомфортно. Подборку цвета, темперамент костюма — я все делаю соответственно человеку. — Есть ли базовый шаблон пошива сценического костюма? — Нет шаблона. Шаблон бывает, когда одежда массовая. Есть конечно крой. Стандартный крой традиционной татарской жилетки. Я совмещаю как традиционные, так и новые технологии. Здесь должен быть симбиоз и гармония. Если бы наши предки не были вынуждены приостановить своё культурное развитие в силу революций, войн и госпереворотов, они бы все время развивались. И на сегодня наш традиционный костюм бы выглядел совершенно по-другому. Я очень уважаю традиционные костюмы. Они дают нам основу. Только опираясь на традиционный костюм и орнамент, мы можем развивать и стилизовать одежду. — Что такое традиционный орнамент? — Есть определенные составляющие традиционного орнамента. Есть какие-то композиции, например, тюльпан. Это узор. А когда есть сочетание композиции — это уже орнамент. — Какие традиционные техники вышивания вы используете? — Вышивка канителью (вышивка маленькой пружинкой). Золотное шитье (вышивка золотыми нитями). И также золотой канителью. Еще используем вышивку жемчугом, бисером и вышивание ушком (пришиваются равные по размеру сложенные ленточки). — Вы называете свою продукцию стилизованной. Что это значит? — Стилизация — это соответствие современным трендам. Я использую традиционные составляющие как основу и использую современную технику, крой. Это называется стилизация. Я сегодня окрашиваю ткани с татарским орнаментом и делаю из них вещи с современным кроем. Это стилизация. Но я использую традиционную технику вышивания. — Как сделать вашу одежду массовой? — Сделать конечный продукт доступным для покупателя. Я очень хочу сотрудничать с российскими или татарстанскими фабриками, которые бы мне предложили выгодные цены. Я бы с удовольствием пошла бы с ними сотрудничать. Зачем мне сотрудничать с заграницей, если я могу это сделать на выгодных условиях здесь. Но на сегодняшний день, если я буду заказывать пошив платьев на какой-нибудь фабрике Татарстана, то у них получится очень высокая цена и у меня массовый покупатель не сможет их купить. Я хочу, чтобы мой продукт был доступен людям. Почему мы носим платья в китайской орнаментике, тунику в египетской, восточные шарфы и считаем это нормальным и уместным? Нужно поменять мышление людей, их взгляд на традиционную татарскую культуру. Сейчас если кому-то из девочек, хочется сделать красивую фотосессию, она просто арендует платье. Или если она хочет одеться на никах и не покупать простенькое платье за 5 000 рублей, она лучше отдаст 5 000 рублей за аренду и оденется как королева. У нее будут на голове вещи — произведения искусства. — А если заменить ткани, чтобы уменьшить себестоимость платья? — Есть шёлк, есть покраска ткани. Краска ложится только на шёлк. Я не могу заменить ткани. А вообще каждый должен стремиться к тому, чтобы развивать республику. В этом должны быть заинтересованы и правительство, и производители и творцы. Это общий проект. ⇒Как шьется современная татарская тюбетейка. Рассказывает мастерица Таисия Усманова Фото: Василий Иванов Источник: https://kazanfirst.ru/article/373849
Поделиться ссылкой:
Комментарии от незарегистрированных читателей закрыты. Хотите оставить сообщение — регистрируйтесь.