Кристина Иванова — Казань С начала года более 200 раз жители Татарстана пожаловались на нарушения своих прав в сфере интернет-продаж. Чаще всего татарстанцы жалуются на некачественные медицинские приборы, биологически-активные добавки к пище, а нарушениями грешат фирмы-однодневки, рассказывала на пресс-конференции в Казани Розалия Арсланова, начальник отдела развития и координации внутреннего рынка Госалкогольинспекции Татарстана. Розалия Арсланова. Фото: tatar-inform.ru Много обращений по медприборам, БАДам и технике Ежегодно 15 марта отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. В этом году он проходил под девизом: «Потребительские права в цифровую эпоху». В России праздник отмечается с 1994 года. Этому способствовало вступление страны в рыночные отношения и как следствие — рост количества нарушений потребительских прав. Если брать сводные данные по всей республике, то с начала 2017 года поступило 200 обращений татарстанцев по поводу нарушений в сфере интернет-продаж. Львиная доля — более 70% — связана с предоставлением неполной и недостоверной информации о продавце, товаре, месте нахождения продавца, месте происхождения продукции, рассказывает спикер. До 25% нарушений — это не предоставление потребителю в момент доставки товара информации о товаре, а также о порядке и сроках его возврата в письменной форме. «Обращений очень много по медицинским приборам. Идет очень мощная реклама об их чудодейственных свойствах, а потом товар не соответствует параметрам, — продолжает она. — Часто жалуются на БАДы. Недавно женщина, устав от запоев супруга, заказала БАД, но не смогла им воспользоваться. Средство надо было добавлять в пищу, но оно обладало резко горьким вкусом. Когда она обратилась к нам, ни указанного на сайте адреса, ни здания, в принципе не существовало. Таких обидных случаев много. Обращаются и по поводу сложных технических товаров». «Покупатели могут отказаться от интернет-покупки без объяснения причин до получения этого товара. Если уже получили товар, то в течение семи дней можно отказаться от него, — говорит она. — В таком случае нужно будет возместить продавцу расходы на доставку товара». Если к товару в момент получения не приложена информация о порядке и сроках возврата, которая должна быть предоставлена в письменном виде, то потребителю дается уже три месяца на отказ от этого товара. Фото: tatar-inform.ruИнтернет-продавцы привлекают ложными отзывами и мигающими баннерами Нарушениями грешат, как правило, фирмы-однодневки, говорит спикер: «Они прилагают все свои силы на рекламу, привлекают ложными отзывами и мигающими баннерами. А крупные поставщики стараются придерживаться требований законодательства». Самая проблемная часть в сфере защиты прав потребителей при интернет-покупках — в 80% случаях это обезличенные продавцы. В таких случаях при попытке найти продавца, который поставил некачественный товар или вообще не поставил его, любая информация о нем отсутствует. Арсланова рассказывает о недавнем случае: «Грамотный человек купил разрекламированный массажный ролик. До момента совершения покупки шло прекрасное общение с продавцами, но как только он получил аппарат, который не соответствовал заявленным параметрам, связь прекратилась, телефоны тут же перестали отвечать. В таком случае, к сожалению, и контрольно-надзорные органы не могут помочь. Если нет информации о месте нахождения продавца, даже судебные повестки доставить будет некому». Крупные же игроки дорожат своей репутацией и стараются идти навстречу покупателям в случае возникновения претензий: «Крупные игроки, которые хотят торговать на нашем рынке, дорожат своей репутацией и придерживаются законодательных норм, которые установлены у нас, и соблюдают наши правила игры. Уже есть судебные прецеденты, закончившиеся в пользу наших потребителей». «У нас были обращения и на Aliexpress, потому что китайские продавцы зачастую торгуют товарами легкой промышленности ненадлежащего качества. Сейчас динамика повернулась в сторону покупателей. Если раньше обращения было сложно повернуть в пользу потребителя, то сейчас дело сдвинулось с мертвой точки». Речь идет о возможности добровольного решения вопроса без обращения в суд: «Многие потребители говорят, что после обращения им вернули деньги. Был случай, связанный с гаджетом, когда покупателю после разрешения спора взамен прислали более дорогостоящий телефон». Как избежать обмана при покупке в интернет-магазинах Интернет-торговля — очень бурно развивающееся и выгодное для покупателя направление. Благодаря отсутствию в интернет-магазинах торговых наценок — а они, как правило, достигают 20-25% стоимости, покупатели могут сэкономить свои деньги и время. В то же время, очень низкая цена должна насторожить покупателей, предупреждает спикер. «Подозрительная низкая цена должны заставить задуматься, не подделку или суррогат ли подсовывают в интернет-магазине. Бывает, что срок годности на исходе, а к моменту доставки он вообще может закончиться — на эти моменты тоже стоит обращать внимание», — говорит она. Разработана пошаговая инструкция, как не стать жертвой обмана при совершении интернет-покупок, говорит Арсланова. Прежде всего, следует ознакомиться с отзывами покупателей на форумах, в соцсетях и понять, насколько товар оправдал ожидания. Не всегда отзывы бывают рекламного характера, убеждена спикер. Нужно также изучить репутацию продавца и выяснить, исполнял ли он обязательства добросовестно и в срок. Далее стоит посмотреть на описание товара, приложенные фото- и видеоизображения. При возможности следует сделать скриншоты, чтобы в случае необходимости сравнить изображение со своим товаром. Все требования закона о защите прав потребителей распространяются и на интернет-продажи, подчеркивает она. «Допустим, вы столкнулись с некачественным товаром. Обязательно нужно написать продавцу и сохранить переписку, скриншоты — все может пригодиться, если дело дойдет до суда», — рассказывает она. Если договор с продавцом уже заключен или клиент перечислил предоплату, изменение цены товара будет грубейшим нарушением прав потребителя. Срок доставки товара нужно обязательно обговорить. Если сроки нарушаются, нужно обратиться с письменной претензией, и спустя 7 дней после обращения поставщик обязан будет начать платить неустойку. Фото: novaya.by В соответствии с «Правилами продажи товаров дистанционным способом» до заключения договора купли-продажи продавец должен предоставить покупателю следующую информацию: – о наименовании организации (или фамилия, имя, отчество — для ИП); – о месте нахождения организации (ИП); – о государственном регистрационном номере записи о создании юридического лица (регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя); – о цене и об условиях приобретения товара, его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке; – о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора. В ожидании закона Сфера интернет-торговли пока недостаточно отрегулирована, говорит Арсланова. Однако подготовленный законопроект в сфере регулирования онлайн-торговли призван упорядочить сферу продаж в Сети. Специализированный законопроект устанавливает ответственность за мошенничество в интернет-магазинах. Он будет распространяться не только на магазины, но и на агрегаторы, которые распространяют площадки для торговли. _________________________________________________________ Согласно данным Роспотребнадзора, около 4% всех поваров в России продается через Интернет. Россияне на такие покупки тратят в год около 760 млрд рублей. Самые популярные товары в Интернете — это одежда. Около 64% покупателей интернет-магазинов регулярно приобретают одежду через Сеть. Второе место в списке занимает электроника, которая имеет долю в 50% постоянных покупателей. Третья позиция — средства по уходу за собой. _________________________________________________________ Источник: https://kazanfirst.ru/article/374838
Поделиться ссылкой:
Комментарии от незарегистрированных читателей закрыты. Хотите оставить сообщение — регистрируйтесь.