Операция по перемещению: как в Казани перевозили Ту-144
Уже в следующем году, к 50-летию первого полета «тушки», в салоне самолета планируют открыть интерактивный авиамузей, реализация проекта оценена в 30 млн рублей. Ну, а до того надо было еще перебросить авиалайнер к зданию КАИ на Четаева. Как под покровом ночи все это происходило следили и журналисты издания KazanFirst. Кристина Иванова  — Казань В ночь с пятницы на субботу проходил сверхсложный, финальный этап операции по перебазированию 90-тонного «учебного пособия» — самолета Ту-144, из Авиастроительного в Ново-Савиновский район Казани. Махину предстояло провезти от 6-го здания КНИТУ-КАИ на Дементьева ко 2-му зданию вуза на Четаева, где даже пришлось срезать часть забора. Осенью прошлого году там предварительно забили сваи и перевезли носовую часть, крылья и двигатели самолета. На «закуску» оставили самое сложное — фюзеляж весом 50 тонн и длиной 60 метров. 3 млн выделил президент, остальные расходы посчитать трудно Самолет планировали доставить на Четаева еще в 2013 году к 125-летию со дня рождения авиаконструктора Андрея Туполева, имя которого носит КНИТУ-КАИ. Но лишь в 2015-ом руководству вуза удалось добиться финансирования проекта. По словам проректора по научной и инновационной деятельности вуза Сергея Михайлова, сложно оценить, во сколько обошлась операция по передислокации летательного аппарата с учетом всего комплекса работ. Непосредственно на перевозку самолета решением президента Татарстана Рустама Минниханова 3 млн рублей выделили из резервного фонда. Ответственность за реализацию проекта была распределена между вузом, Казанским авиазаводом и Гипронииавиапромом. Авиазавод разбирал, и в последующем будет собирать самолет, вуз помогал авиастроителям и готовил новую площадку для машины — сваи были вбиты на глубину 12 метров, а НИИ подготовил проект установки и продумал схему перевозки. Сам процесс переезда самолета начался лишь осенью 2016 года. А до основной «тушки» дело дошло только накануне Пасхи. Журналисты собрались на Дементьева задолго до намеченного на полночь старта провоза самолета. Ректор вуза Альберт Гильмутдинов назвал сегодняшний день историческим и позировал перед конструкцией, раскинув руки, как делают это дети, изображающие самолет. Самолет должны были провезти по следующему маршруту за полтора-два часа: ул. Дементьева — ул. Миля — Авторынок — ул. Амирхана — ул. Гаврилова — ул. Ямашева — кольцо у «Казань Арены» и через улицу Чистопольскую заезд в «КАИ-Олимп». Однако процесс растянулся до самого утра. Сама спецоперация началась с часовым опозданием, а загнать махину в первый поворот удалось и вовсе в третьем часу ночи. Колеса платформы, на которую был водружен фюзеляж, никак не хотели вылезать из углубления, где находились — после подкладывания листов фанеры удалось это сделать раза в 6-го и, наконец, сдвинуть Ту-144 с места. Выход на поворот с Дементьева на Миля занял чуть не большую часть всего времени — листы фанеры пришлось укладывать и на поребрики, чтобы вписаться в поворот. В этот момент самолет опасно накренился, но Сергей Михайлов заверил, что «тушка» надежно прикреплена к платформе (лафету) металлическими тросами. Большие проблемы возникли и на финише маршрута. Для того, чтобы самолет прошел в поворот, пришлось срезать часть забора КАИ. Сотни технических сложностей: киль не отсоединялся, крылья не отстыковывались В интервью KazanFirst Сергей Михайлов признает, что перевозку «тушки» планировали на начало года, но процесс осложнился. — Демонтаж систем был очень затруднительным при практически полном отсутствии документации, — говорит он. Благодаря отстыковке от самолета всех возможных деталей удалось снизить высоту махины до 6 метров, а вес — до 50 тонн. Самолет сопровождали службы, которые при необходимости поднимали троллейбусные линии, чтобы лайнер мог проехать под ними. Также по мере необходимости на пути следования перекрывалось движение автотранспорта. Для погрузки привлекли два 150-тонных крана. — Если бы мы так его не разобрали, то перевозка потребовала бы съема большого числа коммуникаций по пути следования. Это было бы очень затратно для города, электротранспорта и всех участников движения, — говорит проректор. Над проектом работали около 50 человек. На финальном этапе большой проблемой стало снятие шасси. — Машина 32 года стояла, все системы приказали долго жить. Мы вызывали специалистов из Жуковского, которые занимались установкой самолета в немецком Зинхейме (он был продан в частный музей техники, — Ред.). Они запустили гидросистему на ручном приводе, вклинились в нее в зоне шасси. Были вопросы и с электрозамком, который пришлось отключать, — перечисляет лишь некоторые из этапов работы Сергей Михайлов. Со съемом четырех двигателей проблем не возникло — процесс занял около двух недель. А вот судьба этих частей самолета довольно любопытна. Один двигатель длиной 8 метров и весом в 4,5 тонны планируется установить рядом с будущим авиамузеем, который расположится в Ту-144 — он будет своеобразным натурным экспонатом. Второй отправят на кафедру двигателей. Два оставшихся ждут своей участи — вопрос по ним пока не решен. Идея передислоцировать самолет и открыть в нем интерактивный музей принадлежит ректору КНИТУ-КАИ Альберту Гильмутдинову. Он признается, что в процессе демонтажа возникали сотни технических моментов. — Когда мы пытались отсоединить киль, он не отсоединялся. Потом крылья не отстыковывались. Когда все это отсоединили, были сложности с разборкой шасси. Но мы преодолели все эти трудности, — не без гордости говорит ректор. Музей в самолете станет не имеющим аналогов проектом После передислокации самолета и сборки всех деталей вместе на новой площадке предстоит реализовать второй этап плана. Непосредственно внутри самолета Ту-144 планируется открыть технический интерактивный музей для детей. Сделать это хотят в 2018 году: к 50-летию первого полета Ту-144 (31декабря 1968 года самолет впервые взлетел, — Ред.). Предварительная стоимость проекта — 30 млн рублей. Вуз надеется на финансовую помощь минобрнауки России. — Музей будет показывать подрастающему поколению, что быть инженером это очень-очень круто, — заявляет ректор в интервью журналистам. — Планируется восстановить кабину пилота, штурманское место, выставить красивые экспонаты. У самолета нос опускается, передние крылья выпускаются — постараемся, чтобы дети могли этим управлять из кабины. Альберт Гильмутдинов надеется, что музей будет работать ежедневно по 15 часов. Ректор затруднился сказать, будет ли вход в музей бесплатным. — Посмотрим. Надо сначала открыть. Мы пока над этим не думали. Мы бы хотели, чтобы он был бесплатным. Смысл музея в том, чтобы он был доступен для детей. Но в любом случае, он будет доступным. Площадка под самолет выбрана между 2 и 8 корпусом университетского комплекса не случайно. — Мы посчитали это самым правильным местом для самолета — ровно посередине между двумя зданиями. Вы знаете, что эмблема нашего вуза — распахнутые крылья, и на обоих зданиях изображен герб. И между ними установим самолет с распахнутыми крыльями. Нам показалось это очень красивым, — объясняет ректор. В кампусе КАИ самолет хотят собрать к 11 мая, когда будут проходить основные торжества в честь 85-летия вуза. — Мы очень надеемся, что к этой дате борт будет стоять в собранном виде между двумя зданиями. Наверное, он будет не в лучшем виде — обшарпанный, чумазенький, не покрашенный. Но в дальнейшем мы восстановим первозданную красоту этой машины, — уверен Альберт Гильмутдинов. — Поверьте, самолет будет жемчужиной Казани. Люди будут приезжать в Казань, чтобы посмотреть Кремль и Ту-144. Ректор убежден, что, несмотря на все сложности, проект слоил того. — Наши отцы подняли эту машину в небо, а мы уж его на постамент должны поставить. Конечно, сложно, но нет ничего нерешаемого. Надо просто работать. Сегодня на территории России осталось порядка 7 самолетов Ту-144. Но в Казани будет первый в России самолет, где создадут музей. В Германии (Зинхейме) подобный объект есть, а вот в России до недавних пор не было. В некоторых городах эти самолеты стоят как памятники, но, чтобы создать внутри машины музейную экспозицию — такое будет впервые.
Источник: https://kazanfirst.ru/article/383821
 
Поделиться ссылкой:

Комментарии от незарегистрированных читателей закрыты. Хотите оставить сообщение — регистрируйтесь.

Онлайн игры

Отправка СМС

Почта @buada.ru

Регистрация & Панель управления

Котировки

Дата:
 
12.07.25
 
15.07.25
 
1 USD77.885578.3722
EUR
1 GBP105.5738105.8417
KZT
CNY
1 AUD51.248751.4200

Погода в Буинске

15.07.2025 (день)
26..28 °C
747..749 мм. р. с.
41..43с-з 1..3 м/с
15.07.2025 (вечер)
18..20 °C
746..748 мм. р. с.
70..72зап -1..1 м/с