АСУДД приходит в Челны: светофоры Swarovski заполонят проспект Мира
В интервью KazanFirst замдиректора АСУДД Казани Евгений Пыров называет светофор тромбом на дороге, который не улучшает, а притормаживает движение в городе. Но необходимость заставляет ставить светофоры для снижения аварийности и удешевления бюджетных затрат. Кристина Иванова  — Казань АСУДД (автоматизированная система управления дорожным движением), поэтапно внедрявшаяся в Казани с 2012 года на самых загруженных автомагистралях города, отныне пускает свои корни в других городах Татарстана. Вторым после Казани городом, где система начнет работу, станут Набережные Челны, которые уже в этом году обретут шесть «умных» светофорных комплексов от Swarovski. В Казани появятся три новых «умных» светофора В настоящее время дороги столицы Татарстана оснащены 350 светофорными объектами, из них 139 оборудованы «умными» светофорами и подключены к адаптивной системе, рассказывает KazanFirst замдиректора АСУДД Казани Евгений Пыров. Они охватывают все основные городские магистрали и центральную часть города. На остальных перекрестках светофоры, не подключенные к системе, работают в локально заданном режиме. На сложных перекрестках, где нет адаптивности, система может меняться по несколько раз в сутки. Существуют также и специальные режимы работы на выходные дни — с пятницы вечера система работает на выезд, а с воскресенья дня — на въезд. В этом году Казань прирастет еще тремя новыми «умными» светофорами: на перекрестках Восстания-Тунакова, Чернышевского-Шахиди, а также Карла Маркса-Япеева. Стоимость каждого такого адаптивного комплекса — около 10 млн рублей. По словам собеседника, в городе остается еще порядка 15–20 проблемных перекрестков, которые было бы неплохо оборудовать адаптивной системой, однако бюджетного финансирования на все не хватает. В основном это выезды из города — Горьковское шоссе, улицы Ленинградская и Копылова. — Там такая необходимость есть, но пока не критичная, — говорит Евгений Пыров. Когда стоял вопрос, какого производителя «умной» системы управления предпочесть для Татарстана, выбор был сделан в пользу Swarco AG, «дочки» известной австрийской ювелирной компании Swarovski. — Перед тем, как остановить выбор на Swarco, мы оценили все плюсы и минусы французских, итальянских, израильских, чешских производителей. Но только у Swarco есть возможность предоставлять приоритет для движения общественного транспорта, — поясняет собеседник издания. В этом году АСУДД придет в Челны В Казани развитие АСУДД пока немного притормаживается. Столица Татарстана уже выполнила программу минимум. Так что есть потребность развивать систему в других центрах. Первым городом республики после Казани, где будут внедряться «умные» светофоры, станут Набережные Челны. В автограде, где пока нет ни одного подобного объекта, установят шесть регуляторов с адаптивной системой на одной из главных магистралей города — проспекте Мира. Там, где стали возникать заторы, разместят линейку из шести «умных» светофоров. Раньше потребности в такой системе не было, но сейчас численность населения в городе возросла, и, как следствие, концентрация машин. Наша справка Если в 2012 году в автограде было зарегистрировано около 155 000 машин, то сейчас уже на 30 000 больше. Обстановку на дорогах в районе проспекта Мира осложняют огромные офисные центры, которые не были предусмотрены градостроительным планом города. Машины попросту паркуют на автобусных полосах, что усугубляет и без того напряженное движение. Следующим после Челнов может стать Альметьевск. При этом АСУДД останется в Казани, сотрудники отсюда смогут контролировать работу системы в других городах. «Просто на нашей карте появятся шесть новых объектов, и мы сможем тоже за ними наблюдать», — поясняют специалисты. Как работает адаптивная система Евгений Пыров утверждает, что «умные» системы повышают пропускную способность улиц на 15-20%. — Может быть, работа адаптивной системы не так заметна. Но если бы ее отключили одномоментно, это сразу стало бы ощутимо — интенсивность движения бы ухудшилась мгновенно, — утверждает он. Собеседник рассказывает о принципе работы адаптивной системы, которая подстраивается под интенсивность автомобильного потока. На перекрестках установлены специальные детекторы транспорта, которые считают количество подъезжающих машин и их скорость. Эта информация поступает в диспетчерский центр, в течение нескольких секунд обрабатывается программой, которая автоматически настраивает режим работы светофора. После обработки данных их отправляют обратно на перекресток, чтобы определить, в каком ритме ему работать — для какого направления нужно увеличить продолжительность зеленого сигнала светофора. Для подстраховки один из серверов системы находится непосредственно в здании АСУДД напротив «Тандема», а второй — в дата-центре ГИБДД. — До этого система была, можно сказать, «слепая». Было три режима в течение суток — утром в одну сторону зеленая волна, вечером в другую, в середине дня смешанный режим. Если происходила внештатная ситуация — ДТП, закрытие улиц, ремонтные работы, то система этого не видела. Сейчас с использованием датчиков, которые видят изменения, система сама принимает решение, на каких перекрестках сколько зеленого дать, — говорит он. АСУДД создает как базовый режим работы «умных» устройств, так и максимальное и минимальное время горения сигналов. Зеленый свет при очень интенсивном движении может гореть в течение 120 секунд, а минимально — 15 секунд (чтобы пешеходы успели за это время перейти дорогу, исходя из средней скорости 1,2 метра в секунду). Светофор — как тромб, лучше обойтись вообще без него Неожиданно Евгений Пыров называет светофор тромбом на дороге. — Лучше, чтобы его вообще не было. Светофор не улучшает, а притормаживает движение в городе. Но необходимость заставляет их ставить для снижения аварийности, опять же дешевле, чем развязка (ее стоимость составляет порядка 2 млрд рублей, — Ред.). К тому же, не везде есть возможность строительства развязок, как, например, в историческом центре, — поясняет он свою позицию. По словам собеседника, светофоры устанавливают в зависимости от интенсивности движения и, исходя из заявок жителей, которые они оставляют в АСУДД, «Народном контроле», ГИБДД, комитете по транспорту. Часто автомобилисты обращаются в АСУДД с просьбой увеличить продолжительность зеленого света, но всем не угодишь. — Человек думает о себе и просит увеличить ему зеленый. Но не думает, что другие направления при этом будут страдать. А мы не можем на это идти. Стараемся балансировать, чтобы всем было одинаково хорошо или одинаково не очень хорошо, — подчеркивает Евгений Пыров. При это сотрудники АСУДД признают, что они не волшебники, и не везде проблему можно решить только установкой «умного» светофора. Иногда необходимо расширить дорогу, как, например, в поселке Салмачи. — Там никакой светофор уже не поможет, дорога просто не справляется с нагрузкой. Там одна полоса на въезд, другая на выезд. И одна полоса просто физически не может справиться с таким потоком машин. Если бы там не было ни одного светофора, все равно бы все стояло. В этом случае только расширение дороги может помочь, — говорит он. При положенной нагрузке на полосу в 750 автомобилей в час, на некоторых дорогах Казани эта норма превышается двукратно, как в ЖК «Салават Купере», «Светлый», перекрестке проспекта Победы с Ломжинской в часы-пик. Проблему в этом случае решит только строительство новых дорог, развязок и т. д. Евгений Пыров говорит, что в Казани прирост автомобилей гораздо больше, чем новых дорог. В этом случае кризис сыграл на руку, и автомобилизация немного приостановилась. — Если бы все шло как с 2014 года, то ситуация на дорогах была бы намного хуже, — считает он. Кстати, еще проектами 70-х годов прошлого века проспекты Ямашева и Победы должны были быть бессветофорными с развязками на каждом перекрестке, наподобие хайвеев. Но в итоге эти планы не были претворены в жизнь. Собеседник также сетует, что полстраны, в том числе и Казани, увешали знаками «40», ограничивающими максимальную скорость в 40 км/ч. Это связано с тем, что сейчас водителей не наказывают, если они не превысили скоростной режим на 20 километров в час от разрешенной скорости. В результате автомобилисты начали гонять по городу со скоростью 80 км/ч, когда ограничения касались 60 км. Сейчас же в правительстве обсуждают вопрос о возвращении штрафов за превышение скоростного режима на 10 километров в час. Если это произойдет, тогда знаки, на которые истрачено много бюджетных средств, опять можно будет убирать. Читайте также: ПАД под прицелом: работа муниципального предприятия дорожников вызывает все больше негативных отзывов у жителей Челнов. УФАС также нашло многочисленные нарушения в работе компании
Источник: https://kazanfirst.ru/article/392912
 
Поделиться ссылкой:

Комментарии от незарегистрированных читателей закрыты. Хотите оставить сообщение — регистрируйтесь.

Онлайн игры

Отправка СМС

Почта @buada.ru

Регистрация & Панель управления

Котировки

Дата:
 
12.07.25
 
15.07.25
 
1 USD77.885578.3722
EUR
1 GBP105.5738105.8417
KZT
CNY
1 AUD51.248751.4200

Погода в Буинске

15.07.2025 (ночь)
14..16 °C
749..751 мм. р. с.
88..90сев 0..2 м/с
15.07.2025 (утро)
23..25 °C
748..750 мм. р. с.
56..58с-з 1..3 м/с