Александр Сладковский: Бренд фестиваля «Белая сирень» уже признан
В первой части большого интервью изданию KazanFirst маэстро рассказывает о предстоящей грандиозной премьере симфонической поэмы «Колокола», о том, какая музыка может заставить его плакать и редком общении с другом, выдающимся пианистом Денисом Мацуевым. Кристина Иванова – Казань Маэстро Александр Сладковский демонстрирует свои дирижерские палочки в гримерке ГБКЗ имени Салиха Сайдашева. У народного артиста России, художественного руководителя и руководителя Государственного симфонического оркестра Татарстана их больше десятка. Запас столь необходимого дирижеру инструмента для работы должен быть — при записи всех симфоний и концертов Шостаковича для фирмы «Мелодия» Сладковский сломал сразу две палочки. «Дописывал прямо огрызками», — смеется он. А во время одной из репетиций было не до смеха — маэстро так вошел в раж, что ненароком палочка переломилась, и кусочек застрял прямо в руке. Одна из дирижерских палочек, принадлежащих Сладковскому, создана в конце XIX века. Ее дирижеру презентовал друг на 50-летний юбилей. Подобной палочкой дирижировал в свое время Петр Чайковский. В ее производстве использовалось эбеновое дерево, слоновая кость, а украшена такая раритетная палочка серебром. Еще один инструмент дирижера сделан по заказу виолончельного мастера. Она инкрустирована небольшим бриллиантом и украшена золотой нитью. Этой палочкой Сладковский дирижировал недавнюю премьеру Шестой симфонии Малера в Казани. Читайте также: Первое исполнение в Казани: маэстро Сладковский завершил «Рахлинские сезоны» «Трагической» симфонией Малера В коллекции дирижера преобладают карбоновые палочки — они более долговечные. Но есть и деревянные, которые отличаются легкостью, хотя и более хрупкие. — Любимой палочки у меня нет. Это как дети в оркестре — все любимые, — признается маэстро. Одной из этих палочек Александр Сладковский будет дирижировать на седьмом международном фестивале имени Сергея Рахманинова «Белая сирень», который откроется в Казани уже 27 мая. Наша справка «Белая сирень» — ежегодный фестиваль памяти великого русского композитора, пианиста и дирижера Сергея Рахманинова инициирован Александром Сладковским в 2011 году. Значительную роль в создании и популяризации фестиваля «Белая сирень» сыграл выдающийся пианист и общественный деятель, народный артист России, арт-директор Фонда Рахманинова Денис Мацуев. Он традиционно принимает участие в фестивале — не станет исключением и нынешний год. Помимо него в программе — блистательные пианисты Барри Дуглас (Великобритания), Валентина Лисица (США), а также юные таланты, лауреаты международного конкурса Grand Piano Competition Иван Бессонов, Джорж Харлионо (Великобритания), Сандро Небиеридзе (Грузия). Помимо Сладковского, за дирижерский пульт в дни фестиваля встанут дирижеры Юрек Дыбау (Польша) и Сесар Альварес (Испания). — Почему вы решили пригласить в Казань на первый концерт фестиваля молодых музыкантов Ивана Бессонова, Джоржа Харлионо и Сандро Небиеридзе? — Ровно год назад Мацуев пригласил меня в качестве дирижера на конкурс Grand Piano Competition. В нем участвовало очень много талантливейших музыкантов, которые показали себя яркими звездочками. Как известно, Мацуев — человек щедрый. Он выдал лауреатам конкурса карт-бланш — возможность выступить с лучшими оркестрами России. Тогда на церемонии награждения каждому ребенку сказали, куда они поедут выступать на следующий сезон. Бессонов, помимо того, что пианист, еще и очень интересный композитор. Равно как и грузинский музыкант Небиеридзе. С Бессоновым в этом сезоне мы уже выступали вместе в Мариинском театре, причем играли тот же Первый концерт Рахманинова, который он будет исполнять в Казани. С Небиеридзе мы играли в Перми на фестивале Мацуева, причем представляли его собственный фортепианный концерт. Англичанин Харлионо приедет в Казань впервые. Продвигать неизвестных молодых музыкантов и показывать их публике — достаточно неблагодарная вещь. Но я надеюсь, что бренд «Белой сирени» уже устоялся и признан — все знают, что в любом случае будет гарантия качества. Любые солисты и сочинения, которые мы играем в рамках «Белой сирени» — всегда откровение. На концерте-открытии фестиваля 27 мая я решил сыграть еще Стравинского «Весну священную» — в этом году исполняется 135 лет со дня рождения композитора. Кроме того, «Весна священная» — сочинение для меня по-своему священное. Свой первый сезон в Казани в 2011 году я заканчивал именно «Весной священной». Мы сделали такую арку, тем более, что этим летом будет семь лет, как я возглавляю Госоркестр Татарстана. Учитывая, что за эти годы звучание оркестра сильно изменилось, я буду рад представить такую «Весну», какую сейчас редко где услышишь. — Вы говорите, что зрителей ждут откровения. Премьерное исполнение поэмы «Колокола», в котором выступит солистка Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича Данченко Наталья Мурадымова, солисты Большого театра России Максим Пастер и Петр Мигунов, а также хор студентов Казанской государственной консерватории, станет таким откровением? — Я уверен в этом. Если «Колокола» когда-то и звучали в Казани, то было это очень давно. Для исполнения этой премьеры мы кооперируемся с хором Казанской консерватории. И я надеюсь, у него хватит сил донести задумку, потому что партитура очень сложная. Партитура оркестрована так плотно, что хору нужно быть очень мощным. В крайнем случае, хор придется подзвучить — такой опыт уже есть. Важно, чтобы в звучании оркестра и хора был баланс. «Колокола» — невероятной силы музыка, такие зашкаливания… Так что фестиваль закончится приездом Мацуева, с которым концерт № 2 Рахманинова в Казани мы еще не играли, и «Колоколами». Кстати, в «Колоколах» даже есть скрябинские отголоски — так или иначе Скрябин и Рахманинов друг друга как-то питали творчески. Я до сих пор задаюсь вопросом, почему Рахманинов вписал в партитуру в последнем такте два органных аккорда. В любом случае, это будет невероятно мощно и незабываемо. Я это уже предслышу. — Лично у меня фестиваль «Белая сирень» — самый любимый из всех, что проводит ГСО Татарстана. По отзывам публики вы чувствуете, что именно Рахманиновский фестиваль наиболее любим казанцами? — Каждый фестиваль по-своему хорош, у каждого есть свой стиль и лицо. Наверное, особую любовь к Рахманиновскому фестивалю можно объяснить тем, что уже весна. Когда зима проходит, у людей наступает психологическое облегчение. Зимой не всегда до высоких материй — не замерзнуть бы. Рахлинский, я считаю — тоже очень классный фестиваль. Столько премьер мы натворили! Шестая симфония Малера только чего стоит. А фестиваль «Денис Мацуев у друзей?». Каждый год мы показываем суперпрограммы. В его рамках в октябре мы представим публике совершенно разноплановую по стилю музыку — и Штрауса с Щедриным в один вечер, и Моцарта со Стравинским. Это будут невероятные переклички. С Мацуевым у нас здесь такая лаборатория — в Казани мы придумываем что-то невероятное, доводим до совершенства и везем по миру. — Вы сами помните, когда впервые услышали музыку Рахманинова? Какие у вас были ощущения? — Конечно, помню. Моя мама преподавала музыку, и ее ученики играли «Элегию» Рахманинова. Эта шедевральная музыка с детства вызывала во мне слезы. — А сейчас музыка может вызвать в вас слезы или вы заматерели? — Да как можно заматереть? Иногда я этого несколько стесняюсь и стыжусь, думая, что настоящие мужчины не должны плакать. Но настоящая музыка как раз должна вызывать такие эмоции у обычных людей, которые даже не имеют к музыке никакого отношения. Такие слезы чистят душу. И этого не надо стесняться. Так что с годами я еще сильнее подвержен этому сентиментализму. У Рахманинова гармонии, невероятные сопоставления вызывают просто помутнения рассудка. Это музыка совершенно космического свойства, погружаясь в нее ты перестаешь осознавать, где ты находишься. Так что сентиментальность со временем стала во мне еще сильнее. Иногда непроизвольно на концертах или репетициях можно погоревать или всплакнуть от счастья. Это нормально. В том то и заключается сила музыки — вызывать в людях самые положительные качества. Это работа души. Отклик на музыку даже самого толстокожего человека — признак присутствия в этом человеке души. Это самое главное. Ну что можно без души делать? Ничего! Даже рыбу без души ловить нельзя. — А когда Мацуев приезжает в Казань, удается съездить на рыбалку? — Да какая рыбалка? В лучшем случае мы можем посидеть, поговорить. Денис Леонидович дает около 300 концертов в год. Мы достаточно редко видимся, так что с момента предыдущей встречи проходит много всего. И мы это с удовольствием это все обсуждаем. Но времени действительно очень мало. Как правило, он прилетает в день концерта, мы репетируем, выступаем, на следующий день делаем то же самое. В промежутке — уже не до рыбалки. — Мацуев в качестве арт-директора Фонда Рахманинова как-то участвует в репертуарной политике фестиваля «Белая сирень»? — Он очень помог при организации фестиваля в 2011 году. В том числе привез сюда потомка Рахманинова (внука композитора, Александра Рахманинова). Вторая часть большого интервью Александра Сладковского специально для издания KazanFirst запланирована к публикации на пятницу, 26 мая.
Источник: https://kazanfirst.ru/article/397989
 
Поделиться ссылкой:

Комментарии от незарегистрированных читателей закрыты. Хотите оставить сообщение — регистрируйтесь.

Онлайн игры

Отправка СМС

Почта @buada.ru

Регистрация & Панель управления

Котировки

Дата:
 
12.07.25
 
15.07.25
 
1 USD77.885578.3722
EUR
1 GBP105.5738105.8417
KZT
CNY
1 AUD51.248751.4200

Погода в Буинске

15.07.2025 (ночь)
14..16 °C
749..751 мм. р. с.
88..90сев 0..2 м/с
15.07.2025 (утро)
23..25 °C
748..750 мм. р. с.
56..58с-з 1..3 м/с