Подарок от немцев в музее Кул Шариф: услышать вживую Гаяза Исхаки и пение воинов-татар легиона «Идель-Урал»
  В музее исламской культуры открылась выставка «Турки, мавры, татары — мусульмане в Пруссии и Германии». Экспонатами стали картины, гравюры, книги, дневники и другие текстуальные источники. Они рассказывают о том, как жили татары, турки и мавры в Германии, Пруссии и Польше, начиная с 18 века и до Второй мировой войны. Ильнур Ярхамов — Казань По факту, выставка являет собой практический итог европейского вояжа команды Института истории имени Шигабутдина Марджани во главе с Рафаэлем Хакимовым. Казанские ученые в начале июня посетили Польшу и Германию, наладили контакты с местными музеями и архивами. Тем самым, историческое научное сообщество в Казани, специализирующееся на изучении истории татар, получает огромный массив источников. Поэтому выставка в музее — это только первый этап по демонстрации результатов поездки, пока еще нет строгого академического обобщения. А некоторые факты из жизни татар в Европе, раскрываемые экспонатами, могут стать поводом для переписывания учебников по истории. На открытии выставки директор Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский Кремль» Зиля Валеева рассказала, что впечатлена выставкой. Единственное слово, которым она может выразить отношение к экспонатам — «Впервые». Посетители музея «впервые» в истории увидят переписку крымского хана с немецким курфюрстом Фридрихом. Впервые услышат аудио с речью Гаяза Исхаки. Впервые узнают, о чем пел татарский музыкальный ансамбль армии «Идель-Урал», расположенной в лагере в Вюстрау. Кстати говоря, хотя в исторической литературе и сильны традиции обвинять солдат легиона «Идель-Урала» в предательстве во время Второй Мировой Войны, в измене Родине, ансамбль пел песни на татарском языке и под сильным влиянием традиций советских гимнов и песнопений. Татары в лагере ловко заменяли воинствующие строки, слова и обороты советских на что-то нейтральное, чтобы немецкая цензура пропускала. И она действительно пропускала. Но смысл песни не сильно менялся. Всё можно послушать на выставке. — Хронология огромна. Начиная от первых служилых татар, которые по повелению Петра I были отправлены на службу в Германию. И завершая теми, кто в силу драматических обстоятельств оказался военнопленным в Германии из числа татар. Не зря считается, что влияние Востока, её культуры европейцы получали в основном через татар, турков и мавров. Определяющая роль, в том числе, принадлежит и казанским татарам, — отметила Зиля Валеева. Историк Искандер Гилязов раскрыл основной гуманитарный посыл выставки, в который вплелись современные европейские стереотипы об исламе. — Вы все прекрасно знаете, что сейчас в Европе отношение к исламу очень специфичное. Очень много исламофобских настроений. В основе всего этого лежит незнание и невежество. Однажды канцлер Германии Ангела Меркель сказала, что ислам — составная часть истории Европы. Она подчеркнула, что исламские традиции появились в Европе не в последние 20–40 лет, что это произошло довольно давно, — заявил Искандер Гилязов. Экскурсию для журналистов провёл Марат Гибатдинов, замдиректора Института истории имени Марджани по международному сотрудничеству и связям с общественностью. Первым делом он показал портрет высотою более двух метров. На нём изображен гвардеец-татарин Шахфарид Ризванов. Он был одним из 20 гвардейцев-татар, которых направили по приказу Петра Великого и Екатерины Второй на службу в Германию. Там они вступили в так называемый «полк великанов». По словам Марата Гибатдинова, портрет был нарисован один в один, он показывает реальный рост гвардейца. Шахфарид Ризванов и его собратья-гвардейцы в 1739 году основывают первую татарскую мусульманскую общины в Потсдаме. От этой даты, говорит Гибатдинов, и можно отсчитывать начало появления мусульманских общин в Германии. Татары-гвардейцы добиваются, чтобы им разрешили из своих рядов выбрать имама, открыть молельную комнату и читать намаз. Историк также рассказал о Христиане Фридрихе Али. Он сам по национальности турок и попал в Германию ребёнком, некоторое время прослужил придворным камер-турком. Сменил веру, поднялся по карьёрной лестнице и стал бургомистром, то есть главой города, Шарлоттенбург. Сейчас это восточная часть Берлина. А в 18 веке Шарлоттенбург был отдельным городом, куда более развитым, чем соседний Берлин. Марат Гибатдинов также показал ярлык крымского хана Мурада-Гирея курфюрсту Фридриху и его ответное письмо, оба датируются 1781 годом. Оба правителя общаются на равных и с глубоким уважением друг к другу. Несмотря на то, что немецкие государства вели войну с Османской империей, в протекторате которого находилось Крымское ханство, Мурад-Гирей и курфюрст Фридрих выражают надежду, что будут и впредь общаться и дружить. — Это найденные ярлыки крымских ханов, один из них написан на татарском языке. А другой — на итальянском. Это показывает, насколько высокой была канцелярская культура у татар. Благодаря нашим исследованиям, мы знаем, что в одно и тоже время из одной и той же канцелярии крымского хана в один и тот же день ярлыки писались на татарском, итальянском, польском, латинском, венгерском языках, — говорил Марат Гибатдинов. По словам экскурсовода, в 18 и 19 веках в ислам и Восток европейцами воспринимался как некий потерянный Рай. — Европейцы считали, что мусульманам удалось сохранить ту чистоту и мудрость, которая изначальна была на Востоке, и которую, как  считали европейцы, потеряли на Западе, — утверждает Марат Гибатдинов. В завершении экскурсии, он включил аудиозапись выступления одного из лидеров дореволюционного татарского национального движения Гаяза Исхаки. Марат Гибатдинов отметил, что татарский лидер в своей речи рассказывает, что родина татар — это «Идель-Урал» и объясняет почему. Запись сделана в 20-ые годы 20 века. — Тогда немецкие ориенталисты изучали тюркские языки и им нужны были звуковые фрагменты, чтобы понять, как татарский язык звучит реально. Ученые пишут, что выбрали Гаяза Исхаки, так как он, несмотря на проживание в Европе, сохранял совершенный литературный татарский язык. Его говор — нисколько не диалект, и отражает эталонное звучание татарского языка начала 20 века, — поведал казанский историк. Это первое и уникальное аудио с татарской речью с дореволюционных времён. В прошлом году случайно была обнаружена архивная кинолента, на которой запечатлен в 20-ые годы татарский богослов Реза Фахретдин. На ней он общается с американцами, прибывшими в Уфу с какой-то гуманитарной помощью. Но на видео нет явной и столь продолжительное речи, как у Гаяза Исхаки. Читайте также: Европейский вояж Рафаэля Хакимова: в Польше и Литве татар ставят как мусульман в пример
Источник: https://kazanfirst.ru/article/409244
 
Поделиться ссылкой:

Комментарии от незарегистрированных читателей закрыты. Хотите оставить сообщение — регистрируйтесь.

Онлайн игры

Отправка СМС

Почта @buada.ru

Регистрация & Панель управления

Котировки

Дата:
 
30.05.25
 
31.05.25
 
1 USD78.497078.6171
1 EUR88.948189.2512
1 GBP105.7433105.9994
KZT
CNY
1 AUD50.402950.5980

Погода в Буинске

31.05.2025 (ночь)
15..17 °C
754..756 мм. р. с.
68..70вост 0..2 м/с
31.05.2025 (утро)
26..28 °C
753..755 мм. р. с.
43..45ю-в 2..4 м/с