Участники акции прогулялись по городу и исследовали новые маршруты с пятью экскурсоводами. Горожане и гости пытались увидеть Казань с необычного ракурса, который придает архитектуре Казани особый шарм. Мария Рудакова – Казань В Казани прошел фестиваль «День городских экскурсий». Всего для жителей города было разработано пять бесплатных маршрутов: «Джунгли зовут: вверх по Казанке» «Хранители прошлого: деревянные дома Казани» «Кованая Казань» «Казань как Арт пространство» «Вокруг Кремля с архитектором». Главная сложность — выбрать одну единственную экскурсию. Так как все темы звучали интригующе, и хотелось побывать везде, но успеть на все явно не получалось, наш выбор пал на экскурсию «Кованая Казань» по историческим улицам города. К 16:00 к театру оперы и балета стали сходиться люди. Но одеты они были явно не для спектакля. Спортивная обувь, свободная одежда, солнечные очки – все для удобства, ведь ходить придется больше двух часов. Казанцы разных возрастов начали собираться под палящим солнцем сильно заранее до начала экскурсии. Всего пришло примерно 25 человек, организаторы раздали всем ярко-желтые воздушные шары, и пестрая толпа отправилась в путь. Нашим экскурсовод стала Евгения Корнеева, и настоящий кузнец в специальном фартуке, перчатках и с огромным рюкзаком за плечами — Юрий. Во время этого небольшого путешествия они знакомили казанцев с забытым ремеслом чебаксинской ковки, которая до сих пор сохранилась в оформлении частных домов XIX — начала ХХ веков. Оказывается, что недалеко от Казани есть село Чебакса, где раньше трудились мастеровитые кузнецы, которые и оставили своими работами отпечаток на городской архитектуре. Большинство старинных кованых изделий раньше украшали дома богатых и известных купцов. Сегодня в этих особняках располагаются государственные учреждения, так что можно сказать, что чебаксинские кузнецы, начиная с 19 века, уже неосознанно работали на государство. В 20-м веке, в период Великой Отечественной войны они производили кровати для лазаретов. Сейчас, к сожалению, традиции чебаксинских мастеров уже забыты, да и кузницы в селе разрушены, осталось лишь их наследие от предков на улицах города. В ковке, как и в архитектуре, присутствуют различные стили. В Казани чаще всего встречается классицизм, борокко и эклектика. — Это одна из жемчужен кузнечного искусства чебаксы. Красивейший кованый навес, сделанный в стилизации борокко. Об этом говорят такие вычурные формы, большое количество месистых крупных деталей, рельефов, объемов. В этом и есть отличие классицизма и барокко, — рассказывает Евгения. При реставрации современные специалисты сваривают изделия, убивая при этом старину, ведь раньше детали сковывались между собой при помощи специальных заклепок. — Когда сейчас делаешь что-то современное, то естественно без сварки никуда. Это ускорение, удешевление, плюс для тех, кто заказывает. А если говорить о реставрации, то здесь нужно все же придерживаться старины, сохранять историю, — считает кузнец Юрий. Экскурсоводы рассказывали не только о традициях чебаксинцев, но и интересные факты из истории кованного искусства. То, что на всех изделиях из села Чебаксы был особый фирменный знак, какой гиды не уточнили и это оставалось тайной до конца экскурсии. Потому в каждом новом заборе, в каждой оградке туристы пытались найти что-то схожее, чтобы понять, что же это за тайный элемент. Также в программе экскурсии был рассказ от нашего кузнеца-экскурсовода, который раскрыл некоторые секреты мастерства. На интерактиве Юрий, носивший всю дорогу за своей спиной огромный рюкзак, все же рассказал, что же такого ценного лежит в его саквояже. Весит он 16,5 килограммов, и даже просто оторвать его от земли – задача не из легких. Кузнец начал разбирать рюкзак и раскладывать содержимое на бордюр в сквере. Там было все — начиная от молотка и примеров изделий; металлические листочки и веточки, щипцы и держатели, и даже маленькая наковальня. Юрий рассказал, как работают современные кузницы, какие инструменты для чего нужны и с радостью отвечал на все вопросы. Так мы узнали, что есть разница между горячей ковкой и холодной. Последняя пришла к нам только в 90-ые годы — это ковка на станках и стоимость работы, конечно, меньше. А на изделиях горячей ковки есть «точки роста», кузнецы называют этот элемент «кулачок», именно он и является основным отличаем. Главный шедевр, чебаксинских мастеров, который будоражит воображение и привлекает внимание, а для кузнецов, по признанию Юрия, является местом силы и вдохновения – это особняк Михаила Оконишникова на улице Муштари, его экскурсоводы оставили на десерт. И действительно кованая ограда этого здания просто поражает своим величаем и красотой. Этот объект называли итальянское палаццо. А о купце напоминает выкованный забор с инициалами владельца. — Я всегда Юру спрашиваю, за сколько бы он сделал то или иное изделие, когда ему поступают новые заказы, и вот про этот заказ тоже хочу спросить. Сколько по времени ты бы его творил? — задает вопрос кузнецу Евгения. — Боюсь, что на эту работу пришлось бы потратить всю жизнь. Таких вещей мы не делали, их во всей России всего единицы, — отвечает Юрий, все так же восторженно смотря на этот забор. В конце прогулки люди еще долго не уходили от экскурсоводов, интересуясь деталями и задавая уточняющие вопросы. Главным из которых стал — будет ли продолжение таких полезных прогулок, если да, то, когда их ждать. — Эта экскурсия превзошла все мои ожидания! Сама подача материала была не занудной, и познавательной. Потому остались только положительные эмоции. Теперь буду ходить и постоянно обращать внимание на все металлические украшения. Уже сейчас мы идем, а я на все эти завитушки смотрю. Раньше над этим даже не задумывалась, а теперь понимаю, что это тоже старина, что это тоже история, которую нужно сохранять и ценить, — отметила по завершении экскурсии одна из участниц Людмила Малишихина. Читайте также: Татарстан намерен сделать Сабантуй мировым наследием Источник: https://kazanfirst.ru/article/416631
Поделиться ссылкой:
Комментарии от незарегистрированных читателей закрыты. Хотите оставить сообщение — регистрируйтесь.