Выпускники, которые набрали на экзаменах максимальный балл, и их родители рассказали журналисту KazanFirst, можно ли запрограммировать себя на самый высокий результат и как отвечать на каверзные вопросы тестов, чтобы добавить себе баллов. Елена Мельник – Казань Алмаз Давлетшин, Казань, лицей № 177 Сдал на 100 баллов химию, биологию Поступает в Карлов университет в Праге на медицинский факультет Мама Лейла Явдатовна — учитель начальных классов. Алмаз до 9 класса учился только на «пятерки», в 10–11 появились «четверки» и даже «тройки», но не по профильным предметам. А однажды (о, ужас!) он принес «двойку» по химии — забыл дома тетрадь с домашним заданием. На следующий день оценку исправил. По словам мамы, сын с детства был очень одаренным. Алмаз слету решал задачи по математике и примеры в уме, а потом частенько не мог объяснить, как он это сделал. — Нам же надо писать условия задачи и ход ее решения, и я ему говорю — давай, расписывай действия, — вспоминает Лейла. — А он не может объяснить, как он пришел к верному ответу. Мама думала, что сын будет инженером, потому что он безо всяких инструкций собирал из конструктора сложные модели вертолетов и самолетов. Но к 9 классу у Алмаза появилась мечта стать врачом-хирургом. Серьезно готовиться к ЕГЭ парень начал с 10 класса. С репетиторами занимался два года по 4 часа в неделю: 2 часа — химия, 2 часа – биология. На протяжении этих лет жизнь старшеклассника можно описать двумя словами: школа — репетиторы, репетиторы — школа. — Вначале приходилось себя заставлять, но потом, когда я стал очень хорошо разбираться в этих предметах, пришел интерес и они стали для меня самыми любимыми, — делится опытом Алмаз. – Это репетиторы привили мне любовь к этим предметам. Я даже книги по биологии сейчас читаю вместо художественной литературы, мне это интересно. Алмаз участвовал во всех школьных олимпиадах по любимым предметам и часто занимал в них призовые места. — Я всегда очень приветствовала участие сына в олимпиадах, — говорит мама. — Потому что все равно какую-то крупицу знаний он получал, даже если не занимал никакое место. Мама смирилась с тем, что не может помочь сыну в учебе уже в пятом классе — слишком сложная программа. Поэтому она решила хотя бы не мешать. А к десятому классу прибавились и другие задачи. Во-первых, нужно было найти деньги на репетиторов. Пришлось затянуть пояски. Во-вторых, нужно было создавать сыну комфортные условия, чтобы он мог сосредоточиться на учебе. Поэтому телевизор дома практически два года не включался, а мама «жила» на кухне. — Вечером у нас была тишина, — говорит Лейла. — Алмаз занимается, я иду на кухню — что-топеку-готовлю. Бывало, что он только чай успевал выпить и снова — за уроки. По словам мамы, ей никогда не приходилось давить на сына, чтобы он занимался. Наоборот, она попыталась отвлечь его хоть немного — купила ему абонемент в бассейн, но тот так и «сгорел»: Алмаз ни разу не сходил, некогда. У Алмаза были другие тренировки: тот, кто хочет набрать сто баллов на ЕГЭ, должен много заниматься. Алмаз за два года прорешал с репетиторами сотни вариантов ЕГЭ прошлых лет, не считая «пробных», которые сдавал в школе. — Есть такие задания, которые практически без изменений повторяются, а некоторые требуют экстраординарного подхода – некоей импровизации, — говорит Алмаз. – Но если ты уже набил руку, то с каждым вариантом ты будешь все быстрее решать задачи, практически не глядя. А если попадается что-то новенькое, ты хотя бы знаешь шаблон ответа и представляешь, как правильно оформить ответ, чтобы его засчитали. В ЕГЭ по биологии ему попался вопрос на засыпку: «Можно ли вывести цыпленка из яйца, купленного в магазине?» Алмаз, исходя из опыта «прорешенных» ЕГЭ понял, что идеальный ответ — разложенный по полочкам, и дал ответ из двух пунктов. Первый: нельзя, так как яйцо не оплодотворено. Второй: если предположить, что оно оплодотворено, то все равно нельзя, так как яйцо долго пролежало при низких температурах и плод не может развиться. Ответ зачли и дали за него максимальный балл. Алмаз не согласен с рассуждениями, что ЕГЭ не требует знаний, а требует механического «натаскивания» и что надо вернуть экзамены по билетам. Она считает, что это очень правильный формат проверки знаний. — Потому что даже если человек усвоил 60% школьной программы, можно, теоретически, получить 60 баллов, — рассуждает он. — А если попадется билет, который ты на 40% не знаешь, то экзамен, считай, завален. Лейла рассказывает, что, провожая сына на каждый профильный экзамен, программировала его на сто баллов. Но все равно, результат стал приятным сюрпризом. — Учительница биологии написала мне «ВКонтакте», что пришли результаты — посмотри, — вспоминает Алмаз. — Было шесть утра. У меня стразу мысль: «А что если не ….?». Тревожно. Но смотрю — 100 баллов! Написал учительнице, а она не поверила — попросила скриншот. Я отправил и пошел маму будить. Она тоже не сразу поверила. Впрочем, Алмаз считает, что на «сто баллов» по химии он сам себя запрограммировал. Однажды учитель раскритиковал его за решение задачи, и привел в пример «стобалльницу» прошлого года. «Я тоже стану «стобалльником», — заявил Алмаз. «Он может, если поспорит», — бросил реплику кто-то из одноклассников. — Эх, жалко, что тогда не поспорил! — смеется будущий хирург. Анастасия Золотухина, Бугульма, школа № 16 Сдала на сто баллов русский язык, химию и биологию Поступила в КГМУ Мама Марина Владимировна, учитель начальных классов По словам мамы, Настя всегда была способным ребенком: в два года выучила все буквы, к пяти начала читать, в шесть лет пошла в первый класс. Однако Марина не считает дочку вундеркиндом, потому что все, чего та добилась, далось ей нелегко — девочка много занималась. Сдавать химию и биологию она решила уже в 9 классе. Сначала планировала заняться наукой – ей нравилась биоинженерия. Но в 11 классе Настя окончательно выбрала медицинское направление. — Просто во время подготовки к экзаменам я побывала в КФУ – на кафедре биологии, и поняла, что наука не для меня, — рассказывает Настя. – Я не смогу сидеть в лаборатории с восьми до пяти. И решила пойти в медицину. Мама сразу же стала искать репетиторов. — Мы сходили к одному учителю химии, но она сказала, что никакого смысла заниматься с Настей нет, потому что дочка знает все, что знает она, и «выгнала» нас, — улыбается Марина. – Правда я уговорила учительницу хотя бы месяца три позаниматься, но больше мы к репетиторам не обращались. Занималась Настя исключительно на уроках химии и на факультативах в школе. Сама решала варианты ЕГЭ прошлых лет – для тренировки. — Когда прорешаешь сотни тестов, начинаешь понимать логику ЕГЭ, — говорит Настя. – Потому что там, достаточно все стандартно, и если ты поймешь, как рассуждают составители тестов, поймешь логику, то поймешь, как надо правильно ответить. Родители помочь в подготовке к ЕГЭ не могли: мама, хоть и учитель, но от этих предметов далека, а папа по образованию железнодорожник. Но в семье всячески создавали дочери позитивный настрой: не загружали домашней работой, подбадривали, если что-то не получалось, и ни в коем случае не давили и не запугивали трудностями ЕГЭ, а настраивали на положительный результат. Но Настя все равно очень волновалась. — ЕГЭ для всех нас был огромный стресс, — вспоминает она. – Металлоискатели, камеры. Мы все шли тряслись буквально. И даже когда садишься на место, очень тяжело успокоиться и начать решать. Для меня это было самое трудное. А вот задания были не трудные. Только по химии две задачи мне показались сложными. Такие мне раньше не попадались. Пришлось подумать. А мама признается, что была на сто процентов уверена только в русском языке. Так что 100 баллов еще по двум предметам стали неожиданным и приятным бонусом за усердие и старание Насти. — Было до слез радостно за дочь, — признается Марина. — Хотя в школе ей говорили, если ты первый экзамен на 100 баллов сдала, то и второй на столько же сдашь. Это было сказано не всерьез, а так и получилось. Потом и про третий также пошутили. И снова сбылось. Кстати, Анастасия Золотухина – одна из двух выпускниц в Татарстане, которые в нынешнем году сдали на 100 баллов три экзамена (всего по России таких «трехсотбалльников» 21 человек). Поэтому Настю сразу зачислили в КГМУ — ее фамилия первой в списке стояла. — Очень хорошо, что сейчас школьники ЕГЭ сдают, — считает Марина. – Может это стресс, конечно, но и раньше на экзаменах волновались. Без этого никак. Зато не надо сдавать экзамены вступительные. Кроме того ЕГЭ дает возможность ребенку из простой семьи поступить в любой вуз страны. Было бы желание. Ильсина Гильмутдинова, Казань, гимназия № 139 Сдала на 100 баллов русский язык, биологию и химию Поступила в Первый медицинский университет им. И. М. Сеченова (Москва) Папа Ильсур Ирекович, прокурор Татарской природоохранной межрайонной прокуратуры. Ильсина набрала 300 баллов на ЕГЭ, и, по словам папы, это полностью ее заслуга. — Она очень старательная, — говорит он. – Мы ее никогда не заставляли учиться, она с детства сама все уроки делала. Иногда мы даже, наоборот, требовали, чтобы дочка шла спать, а не засиживалась за уроками допоздна. Она всегда боялась подвести учителя, нас. В семье было принято, что на родительские собрания в школу к дочери всегда ходил я. Мне было приятно. За все 10 лет я ни разу не услышал ни малейших нареканий в адрес Ильсины – только похвалы. По мнению папы, дочь могла бы стать и хорошим юристом, но будущую профессию она выбрала сама, когда решила после 8 класса идти в профильный медицинский класс. Тут сыграла свою роль профессия мамы – она врач-офтальмолог. А потом была практика в МКДЦ, где девушка окончательно убедилась в правильности выбора. — Я подумывала о юридическом образовании, — говорит Ильсина. – Папин пример вдохновлял, и многие знакомые собирались на юридический. Когда выбирали предмет на ОГЭ в 9 классе, я еще колебалась. Но потом решила, что обществознание – это не «мое». А когда стала учиться в медицинском классе, то поняла, что это «мое» и что химия – тоже. «Стобалльница» признается, что серьезно готовиться к экзаменам начала только в 11 классе, потому что в 10-ом, после ОГЭ, хотелось немого расслабиться и казалось, что впереди очень много времени. И только в последний год занялась подготовкой к ЕГЭ в полную силу. Русский язык «подтягивал» репетитор. По биологии помощь репетитора понадобилась только на пару месяцев. А к экзамену по химии девушка готовилась сама. Разве что мама и учитель-предметник немного помогали. Но, по словам Ильсины, она не сидела за учебниками круглосуточно – находила время для своих увлечений музыкой и танцами. Говорит, что это не отвлекало, а, наоборот, помогало снять напряжение и усталость. Папа признается, что они с женой никак не ожидали, что дочь сможет сдать на 300 баллов. Потому что она при всей своей старательности самоуверенностью не отличается. И после каждого экзамена твердила, что, наверное, плохо написала. Но когда приходили результаты, она, как выразился папа, «прыгала до потолка». — Я специально так говорила, — смеется Ильсина. — Чтобы если я напишу не очень хорошо, родители будут готовы пережить это. А если хорошо – то это для них будет приятный сюрприз. Кроме того, я вообще по жизни пессимист и после каждого экзамена мне казалось, что больше 60–70 баллов я не наберу. Когда я увидела 100 баллов по русскому языку, то сначала подумала, что не туда посмотрела. А когда поняла, что все правильно, просто в шоке была от восторга! Я скакала по всей квартире от радости. После первых ста баллов уверенности у Ильсины прибавилось. И будущим выпускникам Ильсина советует верить в свои силы, выбрать для ЕГЭ те предметы, которые тебе интересны и заниматься ими больше. А если на экзамене попадется трудный вопрос или задача, которую никогда не решал, не паниковать. Просто посидеть-подумать. Может быть, «забыть» на минутку формулы и правила, а поразмышлять над заданием с практической стороны. А еще нужно, чтобы родители верили в тебя больше, чем ты сам в себя веришь. Алина Нурмиева, Мамадыш, лицей № 2 Сдала на 100 баллов русский язык, биологию Поступила в КГМУ Мама Галина Александровна, учитель биологии. Галина дочку свою с детства развивала всесторонне – с детского садика Алина ходила в разные кружки, в 13 лет она закончила класс хореографии в Школе Искусств, потом два года занималась вокалом и одновременно волейболом. — И везде Алина показывала хорошие результаты, я ей горжусь, — рассказывает Галина. – Она всегда все успевала, но учеба, конечно же, была на первом месте. Однако девушка утверждает, что врачом мечтала стать с детства и в 9 классе целенаправленно стала готовиться к поступлению в КГМУ. Родители репетиторов ей не нанимали, потому что в школе был очень сильный учитель биологии, девочка участвовала и побеждала в школьных олимпиадах по этим предметам. В каникулы подключалась Галина: как биолог помогала решать задачи, а как мама поддерживала морально. А папа Алины – учитель химии по образованию, подтягивал дочь по своему предмету. Каждый день девушка не менее трех часов сидела за учебниками и решала тесты ЕГЭ прошлых лет. — Мама меня так воспитала, чтобы у меня был выбор, чем заниматься в жизни, — рассуждает Алина. – Но если уж что-то выбрала, то надо этого добиваться, несмотря на трудности. К тому же мне нравится и русский язык, и химия, и биология. Мне интересно. А когда интересно, то все получается. Упорный труд дал результат: экзаменационные задания показались Алине легкими: она знала ответы на все вопросы и решила все задачи. Теперь до исполнения мечты, Алине осталось совсем ничего – поучиться еще 8 лет. Девушка мечтает стать эндокринологом, и точно знает, что у нее это тоже получится. Справка «КФ» В 2017 году в Татарстане на сто баллов сдали ЕГЭ 123 выпускника, два набрали 300 баллов по трем предметам. Читайте также: Детсады Татарстана не сдали экзамен по татарскому языку министру образования Источник:
Поделиться ссылкой:
Комментарии от незарегистрированных читателей закрыты. Хотите оставить сообщение — регистрируйтесь.