В Казани открылся XI Литературно-музыкальный фестиваль имени Василия Аксенова. В программе мероприятия, которые продлится до 23 августа — более 30 творческих встреч и кинопоказов. Но праздничную атмосферу нарушил родственник писателя. Елена Мельник — Казань Как здорово, что все мы здесь Организатор «Аксенов-феста» — главный редактор журнала «Октябрь» Ирина Барметова пригласила в этом году в Казань цвет литературной и кинематографической элиты России. Это поэты и писатели Александр Кабаков, Евгений Попов, Александр Переверзин, Шамиль Идиятуллин, Владислав Отрошенко, академики Российской академии художеств Нателла Тоидзе и Борис Мессерер, а также режиссеры Вадим Абдрашитов и Евгений Цымбал. Впервые на «Аксенов-фест» приехали гости из Китая и Швеции. Доктор филологических наук, профессор и заведующий отделением русской литературы Института зарубежной литературы Академии общественных наук Китая, президент китайской ассоциации по исследованию русской литературы Лю Вэньфэй расскажет о влиянии творчества Аксенова на современную китайскую словесность. Возле памятника Ф. Шаляпину на улице Баумана пройдет сольный концерт известного музыканта и композитора из Швеции Элиаса Файнгерша. А в субботу, 19 августа в доме-музее Василия Аксенова гости и участники фестиваля пообщались с журналистами и всеми, кто пришел на открытие. В маленьком зале мест всем желающим не хватило, и люди стояли вдоль стен и даже в коридоре. — Я искренне, не по протоколу, и не по президентству рад всех видеть здесь, — открыл фестиваль президент Русского ПЕН-центра, секретарь Союза московских писателей Евгений Попов. – Я очень рад, что сейчас битком набит зал. Это, значит, фестиваль набрал обороты и стал для Казани народным праздником. Василию Павловичу исполнилось бы в этом году 85 лет. Собственно ему столько же и есть. Хотя он находится в другом мире сейчас, но это не имеет значения, и все в этом рано или поздно убедятся. Как образно выразился Евгений Попов, «государственный руль, пусть со скрипом, но поворачивается в сторону литературы, в сторону регионов». — Но не с тем, чтобы в литературе разводить цензуру, а регионам спускать директивы из Кремля, — уточнил он свою мысль. – А для того, чтобы в рамках добытой свободы в стране существовали и искусство, и литература. И не случайно все это проходит в замечательном многонациональном городе Казани. Сегодня собралось содружество писателей, которые любят Аксёнова, в творчестве которых проявляется «те гуманистические идеи Василия Павловича, разбросанные по всему его творчеству, особенно в последних его романах». — «Аксенов-фест» начинался с того, что все в Казань просто приехали, — напомнила Ирина Барметова, представив гостей и участников фестиваля. – А теперь у нас дом, у нас прекрасные книги, у нас Аксенов, переведенный на татарский язык. У нас сад Аксенова, в котором есть превосходные скульптуры. «Полный досвидос!» Идиллическую атмосферу пресс-конференции разрушил вопрос журналистов по поводу претензий к организатору казанского «Аксенов-фест» московского племенника писателя — Александра Змеула, который за несколько дней до открытия юбилейного фестиваля имени дяди опубликовал с соцсетях гневный «манифест» и пригрозил устроителям фестиваля судебным иском о нарушении авторских прав: «Впервые на фестивале я побывал в прошлом году и был удивлен тем, насколько Аксенов неинтересен его устроителям. Вернее, интересен как бренд, под который можно получить деньги, устроить литературную тусовку в Казани, пообщаться с мэром, ну и мимоходом вспомнить Аксенова. Главным хранителем наследия Аксенова в Казани отчего-то считают главного редактора журнала «Октябрь» Ирину Барметову, которая именуется координатором фестиваля. Правда, наследники и правообладатели не в курсе её заслуг в деле памяти Аксенова. Ради бога, пусть Ирина Николаевна и дальше собирает друзей в Казани, но давайте это будет называться «салон Ирины Барметовой». — Он предъявляет права на что? – возмутился Александр Кабанов. – На нашу программу? Программу создавали мы, а он предъявляет на неё права? Интересно. Правообладатель по наследству получает права только на тексты. И если этот господин считает, что у него есть права на что-либо, кроме текстов, то это странно. Он назвал Александра Змеула «склочником» и «скандалистом», а его отношение к фестивалю – «попыткой превратить клуб любителей Пушкина в клуб имени барона Дантеса». Ирина Барметова горячо поддержала коллегу, напомнив, что идея создания «Аксенов-феста» возникла спонтанно сразу у нескольких человек. Но организация фестиваля в Казани – это была идея мэра города Ильсура Метшина. — Мы подхватили эту идею, потому что она показалась нам очень интересной, — выразила общее мнение собравшихся Ирина Барметова. – Создание этого фестиваля — это абсолютно, чистейшей воды, акт гражданского общества. Никакие государственные организационные структуры в этом не участвовали. Это сделали просто люди, которые собрались, не регистрируя никак свое сообщество. Она подчеркнула, что никаких коммерческих целей организаторы не преследуют, а просто проявляют свою активную гражданскую позицию, и что именно поэтому Василий Аксенов согласился дать фестивалю свое имя и был категорически против того, что это будет фестиваль только о нем. — Он сказал, что если он будет посвящен только мне и рассказываться будет только обо мне, тогда, ребята, до свидания! Полный досвидос! Это мне не нужно, – эмоционально процитировала писателя Ирина Барметова. – Он просил нас захватывать все больше и больше молодых, чтобы говорить об их творчестве, привлекать как можно больше разных и писателей, и художников, и кинематографистов. Чтобы это была культурная субстанция, а не просто исследовательский центр по изучению наследия Аксенова. Можно сделать и такой центр. Но пусть его делает кто-то другой. Мы на наследство Аксёнова никак не претендуем. Мы работаем с наследием. Мы, с одной стороны, оставляем за собой право памяти, а с другой – насыщаем этот фестиваль как можно больше другими мероприятиями. Начальник Управления культуры исполкома Казани Азат Абзалов добавил, что на «Аксенов-фест» приглашается очень широкий круг участников, а произведения Василия Павловича принадлежат всей стране и даже миру. — Но никто не забывает об авторском праве, — подчеркнул он. – Мы все работаем в рамках закона. «Это что? Литературный рэкет?» Ирина Барметова отметила, что «Аксенов-фест» проходит в Казани с 2007 года, и что наследники писателя — сын Алексей и свояченица Ирина Змеул никогда не были против. Что же касается сына Ирины — Александра Змеула, то он является наследником по ее доверенности. — А если наследнику по доверенности не нравится этот фестиваль, то почему же он так за него борется? – недоумевает организатор «Аксенов-феста». — Сделай сам. Я даже скажу больше, я бы очень хотела увидеть в этих стенах новые экспонаты. Но господин не передал ни одного предмета в музей Аксенова в Казани, ни одной книжки в течение года, когда он является наследником по доверенности. Запрещать фестиваль? Для чего? Я сейчас скажу очень жесткую вещь. Это что? Литературный рэкет?! А кинорежиссер Вадим Абдрашидов объявил, что претензии наследника по доверенности на «Аксенов-фест» — это хорошая новость, и на полном серьезе поздравил его устроителей. — Когда кто-то со стороны начинает претендовать на что-то, это означает, что это «что-то» имеет определенную ценность, — отметил он. – Реальную, моральную – любую. И вас можно с этим поздравить. Если и дальше фестиваль будет развиваться так, как он развивался, будет еще больше претендентов. В конце концов, из зала донеся совет прекратить обсуждать «эту фигню» и участники вернулись к программы. Журналист KazanFirst связалась с Александаром Змеулом, и он не отказался прокомментировать свою позицию. — Я действую по доверенности моей мамы – одного из правообладателей, — сказал он. — В прошлом году я впервые побывал на фестивале «Аксенов-фест», посмотрел, насколько все это не имеет отношения к Аксенову. Я обратился с письмом , в котором изложил просьбу, предложение, пожелания наследников писателя, чьим именем назван фестиваль. Одно из наших пожеланий было – поменять куратора. У нас есть несколько кандидатур, но мне бы на хотелось их сейчас называть. Я готов был обсуждать, чтобы найти какой-то компромисс между интересами города и нашими интересами. К сожалению, я получил отписки и понял, что мэрия Казани не намерена ничего менять. А мероприятие этого года «Аксенов без цитат» вообще, по меньшей мере странно. Тем более, Василию Павловичу в этом году юбилей – ему бы исполнилось 85 лет. По словам собеседника, наследники обычно стараются смотреть сквозь пальцы на нарушение авторских прав, когда, например, в интернете публикуются электронные книги писателя без разрешения правообладателей. Но, что касается «Аксенов-феста», то здесь, как выразился племянник, «писателя» вообще не было и нет. Поэтому Александр Змеул намерен обратиться в суд с иском к организаторам казанского мероприятия о нарушении авторских прав. При этом каких-либо меркантильных целей он не преследует. — Я готов потребовать компенсации в 1 рубль, но признания самого факта нарушения, — уверяет Александр. – Да, Василий Павлович при жизни дал добро казанской мэрии на использование своего имени в этом мероприятии, но после его смерти мы, наследники, никому не давали право монополизировать его память. Тем более, как я понял, Аксенов как писатель, как личность, организаторам фестиваля уже не интересен. Он интересен только как бренд. А мы хотим, чтобы использовались его литературные произведения и его образ, и мы готовы бесплатно предоставить это право, но у нас есть Российское авторское общество, в него надо обратиться, и мы готовы бесплатно предоставить все права. Но никто не обращался. Конечно, мы не считаем, что этот фестиваль должен на 100% быть посвященным Аксенову. Пусть это будет формат фестиваля современной культуры, но если уж используется имя писателя, то надо его вспоминать. Фестиваль «Аксенов-фест» проходит в Казани с 2007 года, и сам писатель принимал участие в первом фестивале. А 2017 год – юбилейный для писателя: 20 августа ему бы исполнилось 85 лет. Но девиз нынешнего фестиваля — «Аксенов без цитат», то есть прямого цитирования писателя в эти дни не будет. Зато количество площадок увеличится: мероприятия будут проходить в Доме-музее Василия Аксенова, в кинотеатре «Мир», в«Шаляпин Палас Отеле», в музее Константина Васильева, в Центральной городской библиотеке на улице Вишневского, в Аксенов-саду, в Союзе писателей Татарстана, в театре имени Галиаскара Камала и камерном театре «Сдвиг». Премьерой фестиваля станет презентация книги Бориса Мессерера «Промельк Беллы», посвященной 80-летию поэтессы Беллы Ахмадуллиной. 21 августа в театре им. Галиаскара Камалабудут объявлены победители премии «Звездный билет – 2017». В этом году помимо номинации «Литература» добавилось направление «Музыка». А 22 августа в сквере Аксенова откроют арт-объект «Читать в саду». Скульптурная композиция из бронзы в виде трех именных стульев – подарок городу от друзей Василия Аксенова. В этот же день в парке пройдет литературно-музыкальный концерт с участием джазовых коллективов, а в кинотеатре «Мир» покажут документальные и художественные фильмы и пройдут творческие встречи с режиссерами. В этом году в рамках фестиваля в Казани первые состоится литературное собрание «Россия – множественное число», призванное укрепить связи между регионами, объединить писателей, литературоведов, критиков, деятелей театра и кино, культурологов, журналистов, издателей из Москвы, Казани, Набережных Челнов и Свияжска. Читайте также: Котельная, бомбоубежище, амфитеатр: Челны переживают рождение новой клубной культуры Источник: https://kazanfirst.ru/article/429289
Поделиться ссылкой:
Комментарии от незарегистрированных читателей закрыты. Хотите оставить сообщение — регистрируйтесь.