«Печән базары»-2017: поэтическая исповедальня, «нефтяной» кыстырбургер и история забытых казанских озёр
Около 10 000 человек посетили татарский урбанистический фестиваль «Печән базары». Мероприятие стало своеобразной альтернативой городским Сабантуям, с более усиленным татарским этническим компонентом.  Ильнур Ярхамов — Казань С утра до вечера в субботу в парке «Черной озеро» проходил фестиваль «Печән базары» — «Сенной базар». В одном месте собрались дизайнеры, производители национального фастфуда, поэты, экскурсоводы, танцоры, историки и политологи. Всех их объединяла приближенность к татарской культуре, её мотивам и истории. Гастрономическим гвоздём фестиваля стал черный кыстырбургер, который пекли повара местной фастфуд-сети «Түбәтәй». За ним перманентно стояла очередь в 8–12 человек. И уже через 2 часа после начала фестиваля, а он стартовал в 11:00, у поваров закончились ингредиенты для блюда. Само блюдо состоит из черной лепёшки, котлеты, овощей, сыра и соусов. В окраске булки использовались «съедобные чернила». Хотя авторы блюда и успокаивали всех, что в кыстыбургере нет никаких «консервантов, добавок и всякой химии», были и те, кто на блюдо смотрел с подозрением. Некоторые же шутили, говоря, что чёрная лепёшка самая настоящая татарская, потому что окрашена татарстанской нефтью. Территория фестиваля была разбита на 6 условных зон. Дизайн-маркет работал с 11:00 до 22:00 часов. На фуд-корте, помимо уже упомянутого «Түбәтәй», ожидалась презентация и выступление нового бренда татарского фастфуда — Edatatar. Намечен был и мастер-класс по приготовлению талкыш каләве от ресторана «Тәмле булсын». В парке чтения были мастер-классы от хореографа Нигины Ахмадуллиной «Бию for you». Там же читались лекции по федерализму, татарской революции 1917 года, истории Альфии Авзаловой и татарской женщины в начале 20 века. Чтобы дети не докучали родителям и их куда-то можно было пристроить, работала площадка с центром «Сабыйлар» и Кид спейс. А в зоне «Гыйлем» проводились лектории и презентации, в числе которых представление татарского перевода книги «Гарри Поттер и Философский камень». Любители экскурсии и вообще всей Казани вместе с туристами могли себе выбрать любую из трёх: «Забытые водные пространства», «Татарские следы на Черном озере» и «Как стать знатоком архитектуры за 2 часа». — Мы говорим о водоёмах, которые были в центре Казани. И которых сейчас уже нет, — рассказывает автор экскурсии «Забытые водные пространства Казани» и сетевой публицист Марк Шишкин. Он отмечает, что парк «Черное озера» располагается на засыпанном в конце 19 века казанском одноимённом водоёме. — Если говорить об исчезнувших водоёмах, то надо начинать озёр на Сенной площади или Тихвинской, которая была на месте, где сейчас сквер Парижской коммуны. В районе торгового центра «Кольцо» было озеро Гузеево, там была Рыбнорядская площадь, — перечисляет собеседник и добавляет, что все бывшие казанские озера оставили следы. Например, засыпка Черного озера привела к обвалам Александровского посада. — На экскурсии я также говорил о провали Лошкинской богодельни Первой гимназии в 1860 году, потому что было озеро Ключевское, связанное с Черным озером. И провал случился как раз тогда, когда засыпали Банное озеро и велись работы по засыпке Черного озеро, — рассказывает Марк Шишкин. Со слов собеседника, эта информация интересна людям потому что они начинают видеть Казань такой, какая она была при первых поселенцах — Например, ты идёшь по улице Пушкина, где везде дома стоят и есть здоровенный «Уникс». А во время экскурсии ты уже погружаешься в глубь истории, и перед твоими глазами то, что ты идёшь по дну оврага, за пределами посадской стены внешнего города. По дну оврага течёт ручей, впадающий в озеро Гузеево. А над головой кроны деревьев. Затем ты переходишь к Белому озеру, переходя через Ленинский садик. Между прочим это озеро было самым чистым, из него казанцы брали воду. Потому идёшь к Черному озеру, самому большому, Банное озеро, — рисует картину старой Казани Марк Шишкин. В день фестиваля на его экскурсию собрались 20 человек. У входа в парк «Черное озеро» горожан поджидала необычная будка. Как оказалось, она поэтическая и устроена очень своеобразно. — У меня была такая теория. Как правило, у нас проходят различные чтения и люди выходят на трибуну, некоторые стесняются. На самом деле же никто так стихи не читает. Никто не ходит, мол, пойду послушаю стихи. Обычно все тихо читают стихи с книг. Я решил убрать момент присутствия автора и читателя. В будке ты сидишь и не видишь, кому читаешь стихи. Также ты не видишь, кто тебе читает стихи. На выходе получается поэтическая исповедальня. Каждый может зайти и послушать. Поэтому мы сами выбирали и не афишировали, кто именно там читает стихи, — рассказывает автор проекта, один из организаторов «Печән базары» зампред Всемирного форума татарской молодёжи Радиф Кашапов. — Фестиваль «Печән базары» проводят наши городские татарские сообщества. У нас есть поэты, которые приводят свою аудиторию. В этом году участвуют театральные и киношные сообщества. Также подключились дизайнеры, огромный вклад привносят те, кто занимается татарской кулинарией, активны сообщества, занимающиеся детьми, — рассказывает председатель Всемирного форума татарской молодёжи Табрис Яруллин. Он рассказывает, что есть благотворители, помогающие фестивалю деньгами, а есть и те, кто даёт содержательное наполнение «Печән базары». Организационные вопросы по поводу того, чему быть на фестивале и что нового придумать, генерируется в штабе Всемирного форума. — У нас каждый человек на фестивале находит что-то своё. Кто-то, например, сидит на лекции по федерализму, кто-то хочет поесть татарские блюда, другому интересны уроки танцев. Мне кажется, большинство людей приходят, ожидая, что на фестивале встретят людей с такими же интересами, и что смогут пообщаться с ними. Обратите внимание, здесь очень много девушек в мусульманских платках. Много людей в тюбетейках. В другое время они никогда так не оденутся, — говорит собеседник. Для Табриса Яруллина важно, чтобы на мероприятии был выдержан четко формат с татарским этническим компонентом. — У нас никто не жарит шашлыков, в основном все предлагают попробовать кыстыбый. Да и в парке «Черное озеро» открытый огонь запрещён. Каждому из участников мы направили рекомендацию, чтобы привнести в фестиваль с собой что-то татарское, — говорит собеседник. В тоже время, продолжает Табрис Яруллин, «Печән базары» не только для татар, а для всех горожан. Потому что нечто уникальное интересно людям вне зависимости от национальности. — Люди именно за этим к нам и приходят. Ведь нигде не увидишь настоящий татарский фест с читками пьес, с интересными лекториями. А Сабантуй — это сельский праздник плуга. Но мы-то все городские люди. Нас город урбанизирует, размывает в нас этнические особенности. Поэтому «Печән базары» — это у нас такой ответ на обезличенную урбанизацию, — резюмирует Табрис Яруллин. Читайте также: Котельная, бомбоубежище, амфитеатр: Челны переживают рождение новой клубной культуры
Источник: https://kazanfirst.ru/article/429354
 
Поделиться ссылкой:

Комментарии от незарегистрированных читателей закрыты. Хотите оставить сообщение — регистрируйтесь.

Онлайн игры

Отправка СМС

Почта @buada.ru

Регистрация & Панель управления

Котировки

Дата:
 
19.08.25
 
20.08.25
 
1 USD80.425680.3466
EUR
1 GBP109.0571108.5965
KZT
CNY
1 AUD52.437552.0566

Погода в Буинске

20.08.2025 (ночь)
12..14 °C
744..746 мм. р. с.
93..95зап 2..4 м/с
20.08.2025 (утро)
15..17 °C
746..748 мм. р. с.
78..80зап 3..5 м/с