Одной из главных секций проходящего в эти дни в Казани «Аксенов-феста» стало литературное собрание «Россия — множественное число». Лейтмотив фестиваля «Аксенов без цитат» был выдержан. Так, вместо разговоров о творчестве великого писателя и прямого цитирования его произведений собравшиеся представители искусства обсудили проблемы современной литературы и кино и полнейшее отсутствие национального мотива в них. Светлана Буракова — Казань «Наши талантливые авторы издаются, но происходит это весьма эпизодически» — Пробки в потолок и шампанское вечером, а сейчас мы приступаем к очень серьезной работе, — начала встречу одна из координаторов проекта, главный редактор журнала «Октябрь» Ирина Барметова и обозначила главною проблематику литературного собрания. Сегодня существует связь регион — центр, поэтому цель нынешнего дня — объединить регионы и создать литературную сеть, показать государственному чиновнику, какие существуют проблемы. Первой от лица чиновников слово взяла первый заместитель министра культуры Татарстана Эльвира Камалова, высказавшись в основном о творчестве Аксенова и важности подобного фестивального движения в Татарстане. — Мы не те чиновники, которые прочитали одну книжку и то букварь. Ни в коем случае. И Аксенова читаем и почитаем, — уверила она. К дискуссии же перешел первый заместитель председателя Союза писателей республики Рамис Айметов. По его мнению, важнейшая проблема татарской литературы — проблема перевода и популяризации национальной литературы в России. — В советское время произведения татарских авторов в обязательном порядке регулярно выходили в свет в крупнейших московских издательствах, переводились на русский язык, помогали взаимопроникновению культур. В настоящее время наши талантливые авторы издаются, но происходит это весьма эпизодически. Это относится и к авторам, пишущим на русском языке. Помимо творчества татарских классиков российским читателям нужно дать доступ к современным писателям, что невозможно без налаживания системы переводов и издания произведений прозаиков, поэтов, драматургов, — считает представитель писательского объединения. В этом вопросе есть и обратная сторона медали, считает Айметов. Суть в том, что страдает и современный татароязычный читатель. Он точно также должен получать доступ к литературе на русском языке и иметь более широкий выбор. Тему поддержал поэт, лауреат премии Тукая Ренат Харисов. Только он посмотрел на проблему с позиции отсутствия в современной литературе образа татарина. Писатели сегодняшнего дня совсем не создают героев с национальным окрасом: в русской литературе только русские образы. — Мне очень нравится название нашего литературного собрания «Россия — множественное число». Мы действительно множественное число с многообразием культур и конфессий. Но есть одна маленькая проблема. Если взять современную русскую литературу, она действительно только русская. Там вы не встретите татарина, удмурта, башкира и т. д. А литература, получается, не множественное, а единственное число. Посмотрите наши кинофильмы, сериалы. Там татарина тоже нет, — начал поэт и тут же задался вопросом. — Кто делает литературу? Ее делают не союзы писателей, не творческие объединения литературоведов — они работают с писателями. Литературу делают книжные издательства и литературные издания, которые выходят ежемесячно или еженедельно. Путь к читателю лежит через эти журналы. Именно издательства и издания фильтруют информацию, которая дойдет до конечного потребителя. Проблем у вас много, — обратился он главному редактору журнала «Октябрь» Ирине Барметовой. — И у вас, — заметила она. «Казань — потрясающий город, а почему его нет на экранах!» Следующим «к барьеру» вышел писатель и журналист Шамиль Идиятуллин, сходу заявивший, что из всего изобилия проходящих через него рукописей достойными оказываются лишь 5%. Одна из проблем — отсутствие конкретизации места действия и привязки к региону. — Через меня и моих коллег проходит огромное количество рукописей разных жанров. Большая часть — это откровенная ерунда, 20-25% — в лучшем случае читаемо и 5% — отличные. Из этих 100% в долях процентах исчисляется количество книг, действие в которых происходит не в Москве и не в Питере, а в регионе, причем в конкретно названном. Почему-то современные авторы очень боятся афишировать место действия своего произведения. Это, конечно, такая добрая традиция, заложенная городами N, городом Калиновым и уездными городами, которые не стоит называть. Но эта традиция уже утомила и определяет некоторую неконкретность, — считает спикер. Как он отметил позже, многие авторы реально стесняются своей провинциальности, из-за чего происходят вещи, которые отодвигают литературу в прошлый — позапрошлый век и это тормозит развитие. — То, что нет татарстанского кинематографа — это аномалия, — в свою очередь с ужасом заявил кинорежиссер Вадим Абдрашитов. Он в красках высказался об огромном потенциале каждого отдельного региона, особенно Татарстана, для создания собственной культурной платформы, национального языка в искусстве. Но почему-то никто не пользуется этой возможностью. — Казань — потрясающий город, а почему его нет на экранах! Это же аномалия. То, что молчит Татарстан, просто не понимаю. Пока что во ВГИКе есть педагогические колледжи и старые педагоги. Самое время этим воспользоваться и растить свой — татарстанский кинематограф, — заключил именитый режиссер. В оппозиции этой точки зрения выступил казанский критик Нияз Игламов, заявив, что одна из версий, почему до сих пор не создается национальный кинематограф в России — отсутствие самостоятельного государства и недостаточное финансирование. — У нас были ребята, которые уезжали в Москву учиться режиссерскому и операторскому искусству, сценарному делу, но они там и оставались. Татарину очень легко раствориться в общемосковском, общефедеральном контексте. И там другие деньги, другие возможности и другие способы коммуникации. Учить нужно здесь и только тогда есть какой-то вариант, что они останутся, — подчеркнул киновед. По его словам, в Татарстане снимается такое количество кино, которое не позволяет обрести ему некоего качества. В республике многое есть для того, чтобы национальное кино «стартануло». Многие молодые ребята стараются что-то делать, но в Татарстане нет необходимой базы, на которой можно было построить качественный кинематограф. Читайте также: Скандал в благородном семействе: на «Аксенов-фест» претендует племянник писателя Источник: https://kazanfirst.ru/article/429600
Поделиться ссылкой:
Комментарии от незарегистрированных читателей закрыты. Хотите оставить сообщение — регистрируйтесь.