Богословский труд «Каландар-наме», презентованный в Казани, учит лояльности к татарским правителям
В среде казанской татаро-исламской и научно-гуманитарной интеллигенции произошло знаковое событие — широкой публике представили богословский средневековый труд Абу Бакра Каландар Руми, освещающий жизнь Золотой Орды в Крыму. Ильнур Ярхамов — Казань В дни проведения научно-богословской конференции «Духовный шелковый путь. Созидание. Интеграция» в Казани презентовали средневекового автора «Каландар-наме». Эта книга — знаковое событие в жизни отечественного исламоведения и татароведения. Издание описывает религиозный мусульманский опыт автора-суфия, объясняет необходимость проявления лояльности к татарским правителям и является своеобразной реакцией на период средневековья, когда в Евразии бушевала чума в бубонной форме. Книгу со средневекового фарси перевёл ведущий исследователь Ближнего Востока Исмагил Гибадуллин. Около двух лет назад богословский труд в виде факсимильного издания был преподнесён Центром исследования Золотой Орды и татарских ханств имени Миркасыма Усманова и института истории имени Марджани АН РТ в дар музею-заповеднику «Казанский Кремль». Рукопись представляет собой книгу в 400 листов. Само издание сейчас хранится в Узбекистане в единственном экземпляре. Автор богословского комментария к переводу «Каландар-наме» Дамир Шагавиев рассказал, что создателем труда считается Абу Бакр Каландар Руми. Он был имамом города Солхат (современный Старый Крым». Исследователи считают, что богослов был в дружественных отношениях с ордынским ханом Узбеком (1283–1341 гг.). При этом правители ислам в Золотой Орде стал государственной религией и окреп, получив административную поддержку. Дамир Шагавиев отмечает, что автор Абу Бакр абсолютно одинаково воспринимает все четыре исламские правовые школе, то есть мазхабы (ханафит, маликит, шафиит и ханбалит). Это не совсем характерно для средневекового 14-го столетия в арабо-исламском мире. Также Абу Бакр необычно «толерантно» для своего времени относится к «праведным халифам» ислама. Он перечисляет халифа Абу Бакра, Умара, Усмана и родственника пророка Мухаммада — халифа Али. Последний, к слову, в средние века вызывал сильные политические дискуссии и столкновения между суннитами и шиитами. Последние считают Али преемником пророка Мухаммада и первого святого имама. В тоже время Абу Бакр Каландар Руми пишет о мистических, экзальтированных практиках достижения религиозного знания, что характерно суфийской интерпретации ислама. Благодаря его деятельности в Крыму было образовано братство «ушшакыййа», которое объединяло особое «любовное» отношение ко Всевышнему и замкнутость. Несмотря на это, группа «каландарцев» широко раскинула свои сети в Крыму. Переводчик Исмагил Гибадуллин рассказал, что важно подчеркнуть отношение Абу Бакра Каландара Руми к мусульманским правителям Золотой Орды. Средневековый богослов выступает с пространными рассуждениями и восхвалениями справедливого правления хана Узбека и правления его сына хана Джинибека (1342–1357 гг). Более того, сообщает переводчик, Абу Бакр Каландар описывает «любопытное обоснование» монгольских завоеваний и правление Чингизидов. — Чингизиды пришли в мусульманский мир, чтобы явить собою гнев Божий и отчистить его от наполнивших нечестивцев и притеснителей религии. Этими словами Абу Бакр практически легитимизировал правление чингизидов, — резюмирует Исмагил Гибадуллин. Американский ученый тюркологии и татароведения татарского происхождения Юлай Шамиль-оглы только начал читать книгу «Каландар-намэ». Но уже составил своё мнение об историческом труде. По его словам, текст средневекового автора нужно рассматривать в первую очередь не как произведение исламского богослова и суфиста, а как отражение социально-экономической жизни средневековой Евразии. По словам американского ученого, книга была написана к 1360 году. Чуть ранее, с 1436 по 1353 год в Евразии бушевала бубонная чума. Только по самым скромным подсчётам арабских средневековых историков, в Крыму в 1340-ых годах погибло более 85 000 человек. Когда хан Джанибек осаждал крымский генуэзский города Каффа, в его войске начался мор. Татарский хан тогда приказал забросать итальянскую факторию трупами солдат. Осада города тогда закончилась ничем, ослабевшие татарские воины отступили, а генуэзцы устремились к себе в Европу, тем самым туда завезли чуму. Тогда, рассуждает Юлай Шамиль-оглы, средневековое религиозное сознание воспринимала чуму как кару небесное, Божье наказание за отступление от веры. Под такое влияние подпали как христиане, так и мусульманские авторы. Произведение Абу Бакра — яркий пример переживания именно такого кризисного средневекового сознания. — Произведение «Каландар-наме» — это инструкция, как стать лучшим мусульманином, приблизиться к Богу, полюбить его, — резюмирует исследователь. Он также отмечает, что отношение автора к татарским правителям — это яркий образец проявления лояльности к правителям. Обсуждение книги на круглом столе конференции вызвало живой интерес у татаро-исламской интеллигенции Казани. Один из слушателей обратился к представителям института истории имени Марджани, чтобы они активнее пропагандировали и тиражировали этот труд, разместили его для бесплатного прочтения на сайте института. Ученые ответили, что в скором времени обязательно там его опубликуют. Читайте также: Профессор Болгарской исламской академии: Ислам — это религия милосердия и мира
Источник: https://kazanfirst.ru/article/434843
 
Поделиться ссылкой:

Комментарии от незарегистрированных читателей закрыты. Хотите оставить сообщение — регистрируйтесь.

Онлайн игры

Отправка СМС

Почта @buada.ru

Регистрация & Панель управления

Котировки

Дата:
 
16.08.25
 
19.08.25
 
1 USD80.022480.4256
EUR
1 GBP108.4784109.0571
KZT
CNY
1 AUD52.054652.4375

Погода в Буинске

19.08.2025 (ночь)
12..14 °C
742..744 мм. р. с.
97..99ю 0..2 м/с
19.08.2025 (утро)
13..15 °C
740..742 мм. р. с.
94..96зап 2..4 м/с