Как помочь первокласснику адаптироваться в школе

Подходит к концу первая учебная неделя. «События» решили собрать полезные советы, которые помогут родителям и ребенку скорее привыкнуть к школьному ритму жизни.

- Адаптация — это нормально,— считает педагог-психолог казанской школы № 146 Марина Садыкова.— Этот процесс у первоклассника длится от трех недель до трех месяцев. Конечно, тем детям, которые ходили в детский сад, проще привыкнуть к новой ситуации: они уже умеют взаимодействовать с чужими взрослыми, с другими детьми. Сложнее тем деткам, которые пришли в
первый класс практически сразу из дома. Но в любом случае не стоит отягощать переход к школьной жизни еще и секцией или кружком. Лучше отложить получение дополнительных навыков на второй год обучения или хотя бы на второе полугодие первого.
 
Признаки успешной адаптации:
 
Ребенок с удовольствием ходит в школу.
 
Интересно рассказывает об уроках, об одноклассниках, об учителях.
 
Охотно делает домашнее задание, задает вопросы, если что непонятно.
 
Признаки того, что у ребенка проблемы:
 
Не хочет идти в школу. Причем иногда не может объяснить, почему.
 
В поведении появляются регрессивные признаки. Например, ребенок начинает сосать палец, или появляется энурез. То есть подсознательно он возвращается в возраст 3 — 4 лет, потому что не хочет взрослеть, не хочет быть школьником.
 
Появляются трудности в обучении.
 
Решение:
 
Пытаемся «разгадать» причину, задавая вопросы о школе. Или сами идем в школу и выясняем, как ребенок ведет себя там.
 
5 основных моделей поведения, которые должны насторожить родителей:
 
№ 1 «Непоседа»:
 
Во время урока ребенок постоянно просится выйти или вскакивает с места, роняет вещи с парты, возится. Причина проста: раньше ребенок много гулял, много двигался, а урок — 40 минут, в течение которых он должен сидеть за партой практически неподвижно. Конечно, учителя делают физкульт-минутки, но всё равно статическая нагрузка для многих первоклашек бывает непосильной. Энергия требует выхода.

Что делать?
 
Увеличить количество прогулок на свежем воздухе после школы. Больше играть с детьми в подвижные игры. Почаще устраивать культпоходы — в зоопарк, в цирк, в парк аттракционов.
 
Поиграть с ребенком в игру, где он бы взял на себя роль учителя, и обыграть ситуацию, когда куклы и мишки, которые будут учениками, прыгают, скачут и болтают.
 
Сочинить вместе с ребенком сказку про непоседу, который крутился-вертелся на уроках и всем мешал, а потом встретил добрую фею, и она помогла ему стать хорошим.

№ 2 «Звезда»
 
Чаше всего возникает у так называемых домашних детей, которые привыкли быть в центре событий. Чтобы привлечь внимание учителя, у которого 25 таких же «звезд», такой ребенок начинает шалить, смешить, выкрикивать с места, затевать ссоры и потасовки с одноклассниками.
 
Что делать?
 
Увеличить дозу родительского внимания: поменьше сидеть перед телевизором или компьютером, а чаще разговаривать с ребенком, проявлять интерес к его затеям, что-то затевать вместе с ним: готовить еду, чинить какую-то вещь. И главное — не забывать про тактильный контакт — чаще гладить ребенка, обнимать, целовать.
Учителям в таких случаях следует тоже не бояться чуточку выделять ребенка. Например, давать ему «важные» и «ответственные» поручения — открыть ключом дверь класса, раздать тетрадки и так далее. Необходимо дать ребенку возможность почувствовать свою «нужность».
 
№ 3 «Молчун»
 
Чаще всего это тоже «Звезда», но с обратной реакцией на ситуацию. Вместо того чтобы всеми правдами и неправдами привлекать к себе внимание, такой ребенок замыкается: стесняется поднимать руку, даже если выучил все уроки, стесняется играть с другими детьми. Вдруг его не оценят? Вдруг он проиграет?
 
Что делать?
 
Всё то же самое, что и со «Звездой». Но иногда родители придумывают и свои решения проблемы. Папа одного первоклассника придумал игру в продавца: дескать, твои знания — это продукт, который ты должен продать. Чем чаще выходишь к доске, тем больше продаешь. Чем больше продашь, тем больше заработаешь. И хотя оценок в первом классе не ставят, учителя всё равно стараются придумать поощрения: звездочки, наклейки или даже просто похвала.
 
- А вот давать детям реальные деньги за хорошие оценки я бы не советовала,— говорит психолог.— Во-первых, таким рыночным отношениям тоже грозит инфляция: сегодня ребенку достаточно десять рублей, завтра он попросит сто, а послезавтра — тысячу. А во-вторых, сегодня родители имеют возможность платить, а завтра потеряют работу, и ребенок потеряет интерес к учебе.
 
№ 4 «Одиночка»
 
Первый признак такого поведения: ребенок дома рассказывает об учителях, о школе, о столовой — в общем, о чем угодно, только не об одноклассниках. Или критикует всех.
 
Что делать?
 
Позадавать ребенку вопросы о его одноклассниках. С кем сидишь за партой? Кто из ребят чем увлекается? Как правило, первоклассники еще приносят в школу какие-то игрушки, фишки и наклейки. Можно тоже что-то дать ребенку, чтобы он смог поделиться с одноклассниками на переменке. Или пригласить несколько одноклассников сына или дочки в гости — чтобы они поиграли вместе, посмотрели мультики.
 
В конце концов, папа может взять мяч и прийти на ту же школьную спортплощадку или во двор, чтобы сыграть против «команды», которую соберет сын или дочь. Известно, что ничто так не сплачивает коллектив, как совместная борьба «против» кого-то.

№ 5 «Маша-растеряша»
 
Ребенок всё теряет — ручки, книжки, тетрадки, шапки, варежки. Забывает вторую обувь, спортивную форму и так далее. Как правило, такая проблема возникает у детей, которых родители слишком опекали, контролировали и не давали им шанса проявить самостоятельность.
 
Что делать?
 
Лучше поздно, чем никогда! Нужно набраться терпения и начинать прививать ребенку навыки самоорганизации. Иначе он никогда не станет успешным. Сегодня дать ребенку время самому одеться, а завтра — самому собрать ранец. Пусть он будет слишком долго возиться и застегнется не на ту пуговку — не важно. Похвалите его в любом случае.
Можно опять-таки придумать игру. Дескать, эта неделя у нас будет — неделя второй обуви: будем учиться следить, чтобы она «не убегала» от нас. Расклеить стикеры-напоминалки в самых неожиданных местах. Открыл ребенок пенал, а там — картинка: вторая обувь. Следующую неделю объявляем неделей ручек и карандашей: к стикерам с обувью добавляем соответствующие напоминалки. И так далее. Весело и полезно.
 
- Конечно, это далеко не все проблемы адаптации, с которыми сталкиваются первоклассники и их родители в школе,— подчеркивает Марина Садыкова.— Да и советы, которые я перечислила — не панацея. Все дети разные. Но что категорически нельзя делать ни при каких проблемах, так это наказывать первоклассника, ругать и говорить ему «ты должен». Во-первых, ребенок никому ничего не должен, а во-вторых, это бесполезно. У детей свои потребности и особенности в этом возрасте. Нужно просто с ними взаимодействовать. Если же не получается — идти к учителям, к психологу и вместе искать выход из ситуации. Но и перегибать палку — искать проблемы там, где их нет, не стоит. Ведь чувства и переживания родителей «заразны» для ребенка — ему может передаться их тревожное состояние. Поэтому важно транслировать позитив и веру в будущее. Мол, конечно, будут некоторые сложности, но мы обязательно справимся. Используйте позитивное подкрепление на реальных успехах вашего чада. Например, «в прошлом году ты не умел читать, это казалось так сложно. А теперь ты сам читаешь мне книжку перед сном! Какой ты молодец!»
Источник: http://www.tatpressa.ru/news/?id=16492
 
Поделиться ссылкой:

Комментарии от незарегистрированных читателей закрыты. Хотите оставить сообщение — регистрируйтесь.

Онлайн игры

Отправка СМС

Почта @buada.ru

Регистрация & Панель управления

Котировки

Дата:
 
04.05.24
 
07.05.24
 
1 USD91.691891.3124
1 EUR98.560298.4730
1 GBP114.4772114.0035
KZT
CNY
1 AUD60.324060.3849

Погода в Буинске

07.05.2024 (день)
6..8 °C
745..747 мм. р. с.
80..82вост 2..4 м/с
07.05.2024 (вечер)
11..13 °C
740..742 мм. р. с.
80..82ю-в 4..6 м/с